Генеральный директор УК "PERAMO" Ольга Мещерякова о том, как с 2016 года изменятся правила игры на рынке для управляющих компаний.
У нас и у коллег по цеху работа кипит, мы учимся работать в новых правовых рамках, установленных ЦБ РФ и соседними ведомствами. Для этого управляющим компаниям (УК) придется провести реорганизацию бизнеса. Обновление требует инвестиций, осилить которые смогут далеко не все малые и средние УК. За последний год вступили в силу несколько федеральных законов и подзаконных актов. Эти правовые документы добавили регулятивной "изюминки" сразу в несколько аспектов нашего бизнеса.
Во–первых, речь идет об уточнениях в "антиотмывочный" закон (115–ФЗ), требующий от УК более тщательного анализа клиентских средств на предмет "белизны" и, как следствие, создания нового структурного подразделения.
В таком отделе раскладывать по полочкам клиентский бизнес должно не меньше двух сотрудников. Во–вторых, согласно поправкам в закон 223–ФЗ, не позднее 1 января 2016 года мы должны вступить в саморегулируемую организацию (например, НАУФОР). Раньше участие в СРО для управляющих было делом добровольным, теперь же игнорировать членство нельзя — могут отозвать лицензию.
Наконец, с 1 января 2016 года начинает действовать новый порядок бухгалтерского учета для некредитных организаций, в том числе для УК. Компании должны перейти на МСФО. Вдобавок ко всему свежая редакция закона о рынке ценных бумаг обязывает нас создать новую систему мониторинга рисков.
Кажется, что речь идет о пересмотре рутинных процедур, и технически это действительно так. Но в случае с небольшими УК главная трудность — найти средства на внедрение всех этих новшеств. Увеличатся расходы на фонд оплаты труда, нужны средства на новое ПО для системы мониторинга рисков, а также появятся регулярные взносы в СРО. На выходе получается прибавка около 30% к среднегодовому бюджету. В условиях кризиса для нас это хоть и заметные, но посильные инвестиции, но для 40–50% малых управляющих компаний это критично.
Если небольшим УК придется увеличить расходы на треть, то "крупняку" — лишь на десятые доли процента. Более того, подобный расклад выгоден большим компаниям. Многим маленьким УК придется экстренно искать себе покупателей, поскольку они просто не потянут в моменте финансовую нагрузку. Выходит, правовой тюнинг рынка может вылиться в его форс–мажорное укрупнение.
Полезна ли такая экстренная консолидация? С точки зрения регулятора, наверное, да. Крупные компании проще контролировать. С точки зрения многих потребителей — тоже да, большие компании стереотипно воспринимаются как более надежные.
Но для малых и средних УК крупный инвестор начинается от 10 млн рублей, для игроков из верхних строчек рейтингов — от 50–100 млн.
Значит, клиенты первых не смогут рассчитывать на бутиковый сервис, им придется довольствоваться "экономклассом". О какой рыночной конкуренции может идти речь, если в битве будут участвовать только титаны, а потребитель лишится возможности полноценного выбора?
И самое главное. Как быть с государственными планами поддержки и развития малого и среднего бизнеса? Ведь мы — это он и есть.