Атомный судостроитель

Топ–менеджер "Росатома" Сергей Завьялов встроил свой старый бизнес "Ако Барсс Групп" в систему исполнения госзаказов. За 5 лет компания заработала около 1 млрд рублей на судо- строительных подрядах.

Топ–менеджер госкорпорации "Росатом" Сергей Завьялов, судя по всему, гармонично встроил свой старый бизнес — "Ако Барсс Групп" — в систему исполнения госзаказа. С 2007 года судостроитель курирует в "Росатоме" строительство атомных объектов, в частности плавучего энергоблока (ПЭБ) для первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции. Тем временем созданный Сергеем Завьяловым судостроительный холдинг "Ако Барсс Групп" продолжает получать от генподрядчиков заказы на выполнение работ в том числе и по заказам "Росатома". Это обеспечивает "Ако Барсс Групп" годовой оборот около 300 млн рублей.

Креатура Кириенко

Сергей Завьялов зарегистрировал "Ако Барсс Групп" в начале 1990–х годов. В конце 1990–х при поддержке тогдашнего первого вице–премьера правительства РФ Вадима Густова и губернатора Ленобласти Валерия Сердюкова компания выкупила Выборгский судостроительный завод у норвежской компании Kvaerner. Тогда Завьялов хотел привлечь иностранного инвестора и создать на базе ВСЗ современную верфь. Но планы остались на бумаге. Вскоре верфь продали совладельцам АКБ "Россия", а впоследствии она вошла в состав государственной Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).
Из отчета об итогах выпуска ценных бумаг ЗАО следует, что до поступления на службу в "Росатом" в 2007 году Сергей Завьялов владел 51% акций. Сейчас он возглавляет Дирекцию по сооружению и эксплуатации плавучих атомных теплоэлектростанций — филиал ОАО "Концерн "Росэнергоатом". Судостроители рассказывают, что этим назначением он обязан дружбе с Сергеем Кириенко, которого поддержал на выборах в Госдуму РФ в 1999 году. После назначения Сергея Кириенко главой "Росатома" Завьялов сначала стал его советником, а затем возглавил дирекцию.
С этого момента бизнес ЗАО "Ако Барсс Групп" пошел в гору. Дочерние компании группы активно участвуют в строительстве ледоколов для ФГУП "Атомфлот" (структура "Росатома"), Росморпорта, Росморречфлота, неатомных подводных лодок и фрегатов для ВМФ РФ (см. "Проекты...").
На прямой вопрос о том, является ли он сейчас контролирующим акционером ЗАО "Ако Барсс Групп" или продал акции, Сергей Завьялов ответил: "Я не имею никакого отношения к компаниям, которые работают на всех этих заказах. Это самостоятельные хозяйствующие субъекты со своим руководством. С 2007 года я служу в Москве и работаю совсем в других организациях. Занимаюсь строительством атомных объектов. Я вас прошу не развивать эту тему. Дайте мне спокойно заниматься атомными проектами в интересах нашей родины".

Свои люди

Тем не менее судостроители Петербурга, опрошенные "ДП", высказывают мнение, что Сергей Завьялов не теряет связи с "Ако Барсс Групп" и сейчас. Более того, выходцы из его команды трудятся в руководстве многих судостроительных заводов Северо–Запада.
Например, Выборгским судостроительным заводом руководит экс–директор ЗАО "Ако Барсс Групп" Александр Соловьев. Александр Коновалов, которому принадлежало 20% "Ако Барсс Групп", до 2013 года возглавлял калининградское ОАО "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь", а сейчас работает директором по производству ООО "Балтийский завод — судостроение" (БЗС — "дочка" ОСК). "Я уже очень давно не являюсь акционером ЗАО "Ако Барсс Групп"", — утверждает он.
Тем временем БЗС строит для "Росатома" три атомных ледокола за 123 млрд рублей, а также уже много лет достраивает для госкорпорации плавучий энергоблок (ПЭБ). Стоимость строительства ПЭБ уже достигает 17 млрд рублей, и конец еще не близок.
"На достройку блока потребуется еще 3,5–4 млрд рублей, и около 7 млрд рублей — на создание береговой инфраструктуры. В промышленную эксплуатацию станцию планируется запустить в 2019 году", — сообщил источник в "Росатоме".
Отвечает за создание уникального объекта Дирекция по сооружению и эксплуатации плавучих атомных теплоэлектростанций во главе с Сергеем Завьяловым. К Балтийскому заводу у него, вероятно, особое отношение.
Как ранее писал "ДП", "Росэнергоатом" неоднократно предъявлял предприятию претензии на 13 млрд рублей за срыв сроков строительства ПЭБ. Но в итоге недовольство атомного главка сошло на нет.
Один из источников в БЗС полагает, что негласным условием перезаключения контракта на достройку ПЭБ с Балтийским заводом могло быть привлечение на субподряды компаний "Ако Барсс Групп".
Так, сварочные работы на ПЭБ были поручены ООО "Атомстальмонтаж", генеральным директором и совладельцем которого являлся Андрей Яковличев, по совместительству генеральный директор ООО "Судостроительная компания "Ако Барсс", которое входит в ЗАО "Ако Барсс Групп".
А когда на Балтийском заводе возник кадровый голод в связи с высокой загрузкой, то было предложено передать часть работ по всем контрактам структурам "Ако Барсс Групп".

С заводами не расстаются

Судостроительный холдинг "Ако Барсс Групп" Сергей Завьялов создал спустя несколько лет после окончания Ленинградского кораблестроительного института.
Сейчас входящие в холдинг компании оказывают услуги в области кораблестроения, а также работают на подряде не только у Балтийского завода, но и у других крупных судостроительных предприятий Петербурга, выполняющих гособоронзаказ: Северной верфи, Адмиралтейских верфей. Для них компании, входящие в холдинг Завьялова, судя по сайтам zakupki.gov.ru, Fabrikant, выполняют многочисленные малярные, сварочно–сборочные и другие судостроительные работы.
От официальных комментариев обе верфи отказались.
Однако представитель одной из них анонимно сообщил, что при нехватке собственных кадров (а эта проблема в последнее время остро стоит во всей отрасли) судостроители охотно привлекают смежников.
"Конечно, отдавать работы подрядчикам невыгодно, поэтому мы стремимся минимизировать их участие в проектах. Но сторонние организации могут получать около 10–15% от общего объема работ", — говорит собеседник "ДП".
Если я как директор понимаю, что мне не загрузить каких–то специалистов работой, я могу уволить их и обращаться к специализированным фирмам либо создать спецкомпанию, чтобы выполняла мои заказы и искала заказы на рынке. Но при исполнении госконтрактов иногда в стоимость работ закладывается лишнее, например расходы с других проектов. Цена контракта завышается. Причем если генподрядчик обязан отчитываться за свои расходы, то субподрядчик — нет. В оборонзаказе государство сейчас с этим борется: для контроля подрядчиков вводят спецсчета в уполномоченных банках.
Сергей Цыбуков
президент НПО по переработке пластмасс им. "Комсомольской правды"
До кризиса 2008–2009 гг. считалось моветоном, если в штате компании нет энергетиков, проектировщиков и других узких специалистов. Потребность в них не постоянная, и они являются обременением для компании: даже когда они не задействованы, им приходится платить зарплату, платить за них налоги. У меня тоже была такая компания. Сотрудники работали по бессрочным договорам, и при сокращении пришлось выплачивать им компенсации. В итоге компания обанкротилась. Больше я таких ошибок не повторяю. В кризис бизнесмены оптимизировали штат и охотно работают со смежниками.
Виталий Млынчик
президент группы компаний Quadro Electric