Производитель кафельной плитки банкротится после модернизации

Автор фото: Евгений Асмолов
Россия, Санкт-Петербург. Выставка “Интерстройэкспо” в ЛенЭкспо. На снимке: участники на выставке “Интерстройэкспо” в ЛенЭкспо.

Сбербанк банкротит крупного производителя недорогой керамической плитки ЗАО "Контакт". Компания взяла кредиты и потратила более 600 млн рублей на модернизацию, но не смогла окупить проект на падающем рынке.

По словам директора ЗАО "Контакт" Дениса Савичева, решение о введении внешнего управления в ноябре принял Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти. Иск о банкротстве подал Сбербанк, которому производитель задолжал более 600 млн рублей — предприятие брало кредиты на модернизацию производства. Кроме того, ряд контрагентов, в том числе проводивших строительно-монтажные работы, пытаются через суды различной инстанции взыскать с ЗАО "Контакт" более 17 млн рублей.
Компания занимала около 15% на рынке керамической плитки на Северо-Западе (30 млн м3 плитки в год) и около 2% российского рынка. Учредители компании — физические лица, граждане РФ.
По мнению участников рынка, теперь долю "Контакта" могут занять такие производители Северо-Запада, как "Нефрит-керамика", "Еврокерамика", УК "КераМир", либо компании из других регионов, работающие в этом же сегменте недорогой плитки, например "Юнитайл" ("Шахтинская плитка").
Затраты "Контакта" на модернизацию составили более 700 млн рублей. Часть инвестиций — собственные средства. Предполагалось, что за счет установки нового оборудования компания увеличит выпуск плитки с 5,7 млн м2 до 9 млн м2 в год. Основными клиентами "Контакта" были строительные фирмы СЗФО и других регионов, а также сети DIY.
Модернизация обернулась проблемами: поставщик оборудования задержал поставку на полгода. Поскольку старые линии уже были демонтированы, производство остановилось более чем на полгода. Затем в 2014 году было установлено оборудование, велись пусконаладочные работы, и производство велось в тестовом режиме до середины 2015 года. Но завод так и не смог выйти на полную мощность, поскольку столкнулся с резким сокращением объема заказов.
По словам Дениса Савичева, в нынешних условиях компания не смогла конкурировать с производителями Украины ("Голден Тайл") и Белоруссии ("Керамин", "Березакерамика"), у которых отпускные цены на плитку оказались ниже себестоимости продукции "Контакта".
В итоге с мая 2015 года  производство на "Контакте" остановлено, большинство сотрудников уволилось, часть находится в неоплачиваемом отпуске. На сайте компании вывешено объявление о том, что на территории предприятия можно арендовать площади для размещения производства по выпуску керамической плитки.
"Мы надеемся найти инвестора, хотя понятно, что в нынешней ситуации это будет очень непросто", — говорит Денис Савичев. Участники рынка согласны, что в ближайшее время найти инвестора "Контакту" будет сложно.
По данным Агентства строительной информации, в 2013 году объем потребления керамической плитки и керамогранита в России составлял 231 млн м2. Рост за прошлый год, по данным экспертов, составил около 5%. Крупнейшие российские игроки — компании "Керама Марацци" (9%) и "Юнитайл"(10%), компания "Эстима" (6%).
Доли игроков керамической плитки в РФ
Источник: Агентство строительной информации
По словам руководителя отдела продаж "Еврокерамики" (Псковая область) Евгения Афанасьева, с начала года себестоимость продукции у российских производителей выросла примерно на 20%. При этом цены мы подняли только в сентябре, и только на 8%, говорит Евгений Афанасьев.
В нынешней ситуации действующие предприятия рассчитывают сохранить объемы продаж в основном за счет работы с торговыми сетями. Так, "Еврокерамика" установила новую линию, позволяющую наносить рисунок на облицовочную и напольную плитку методом цифровой печати (стоимость оборудования — около 30 млн рублей). Это дает возможность быстрее подстраиваться под желания заказчика, поясняют на предприятии. Кроме того, компания начала постапвлять продукцию в Крым.
Пытается привлечь клиента сетей DIY и "Нефрит-керамика". "Мы регулярно обновляем ассортимент, предлагаем потребителю, уже привыкшему к высокому качеству, продукцию в новом дизайне. В основном мы работаем с розничными сетями и надеемся, что именно розница позволит нам пережить сложные времена", — рассказали представители "Нефрит-керамики".