Использование досмотрового оборудования в городском метро оказалось вне закона

Автор фото: ИТАР-ТАСС/Алексей Филиппов

Работа досмотрового оборудования, которое активно устанавливают в петербургском метро, вне закона. Закупки у поставщиков на сумму более 100 млн рублей будут бессмысленными, пока Минтранс не примет поправки к закону "О транспортной безопасности".

В петербургском метро активно устанавливают досмотровое оборудование. Войти во все станции очень скоро можно будет только через рамки металлодетекторов либо через небольшой зазор с краю, который оставляют для пассажиров с кардиостимуляторами и для провоза колясок. Но рядом с зазором тоже будут дежурить сотрудники охраны.  
В свете терактов, которые произошли накануне в Париже, эта инициатива приобрела еще большую актуальность. Нигде в мире нет подобной строгой системы досмотра на входе в подземку. В России же речь идет о тотальном контроле, который, конечно, задумали прежде всего для борьбы с террористами.
Однако сам процесс досмотра пассажира в метро сегодня остается процедурой незаконной: ни один федеральный закон или подзаконный акт не разрешает обыскивать пассажиров на входе в метро и, тем более, отбирать у них запрещенные предметы. При этом только в Петербурге на организацию всей системы слежки и контроля (включая видеонаблюдение) потратили уже почти 1 млрд рублей.
С такой же проблемой столкнулись и в Москве. Там в прокуратуру уже посыпались жалобы на незаконные досмотры. В Петербурге такого массового потока жалоб пока не наблюдается. Но, скорее всего, это лишь вопрос времени. Вскоре в Петербурге начнутся такие же строгие проверки, как уже идут в Москве, и это вызовет гнев пассажиров.
Смольный совместно с мэрией Москвы готовит обращение в Минтранс с просьбой узаконить досмотр пассажиров. Возможно, аналогичное письмо направят и премьер-министру Дмитрию Медведеву. Мэр Москвы Сергей Собянин от себя лично подобные письма уже направлял. Если законодательный казус не разрешится, пассажиры будут иметь полное право отказаться от досмотра и миллиардные траты окажутся неэффективными.

Как охраняют

Комитет по транспорту уже провел конкурс на поставку 325 рамок за 60 млн рублей. Эта же компания поставила рамки для московской подземки. Ранее, в течение предыдущих лет, на станциях смонтировали помещения с комплексами для досмотра багажа "Калан-2М" и HI-SCAN, а также купили переносное оборудование для досмотров, что обошлось более чем в 100 млн рублей. И еще более 180 млн рублей было потрачено на встраивание датчиков радиации в турникеты.
Помимо досмотрового оборудования, в метро также установлены камеры общей стоимостью более 500 млн рублей. Эта система называется интеллектуальной. Считается, что она позволяет полностью контролировать ситуацию не только в вестибюлях метро, но и на станциях.
Все контракты на установку рамок металлоискателей в Петербурге и Москве пока достаются ЗАО "Современные наукоемкие технологии" (СНТ). По данным СПАРК, компания принадлежит в равных долях Александру Житову и Дмитрию Басову. Последний является ее гендиректором, а также руководит ООО "КБ-57", которое занимается металлоконструкциями, и ООО "МЦБ РИМИ".
С учетом глобальных планов  метрополитена по установке досмотрового оборудования на всех станциях для поставщиков может появиться новая ниша госзаказа, за которую им стоит побороться.

Как так вышло

Досмотровые зоны в метро вводят, потому что того требует ФЗ-16 "О транспортной безопасности". В российских метрополитенах создаются службы безопасности, в них был принят и обучен дополнительный персонал. Но до сих пор Минтранс не принял документа, на основании которого должен осуществляться досмотр. Фактически в метро опираются на правила пользования метрополитеном, в которых прописаны предметы, запрещенные к перевозке.
"Это вызывает нарекание у горожан, особенно когда мы начинаем закручивать гайки, например ужесточаем досмотр в районе площади трех вокзалов. Там в часы пик мы осматриваем 100% всех граждан с большим багажом", - рассказал на недавнем совещании в Смольном Максим Ликсутов, заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и развития транспортной инфраструктуры. Он попросил вице-губернатора Игоря Албина подключить свой "юридический и политический ресурс", чтобы решить эту проблему.
В Москве сегодня проверяют полностью через досмотровые зоны до 100 тыс. людей в сутки, то есть у этих людей проводят и досмотр вещей. В Петербурге речь идет пока о десятках тысяч, что, впрочем, тоже немало.
Более того, как рассказывают dp.ru источники в транспортном блоке Смольного, эффективность работы этой системы уже активно проверяют сотрудники ФСБ. Они пытаются проносить муляжи и, если им это удается, высказывают большие претензии к службе безопасности подземки. "При этом та же самая ФСБ могла бы поучаствовать в принятии нужного нам подзаконного акта, но почему-то этого не делает", - обижаются сотрудники подземки.
"В связи с колоссальными затратами, которые пошли на эту систему, мы готовы изучить опыт Москвы и подготовить совместное обращение к правительству", - заключил на совещании Игорь Албин.