Рецензия на сериал "Метод"

Автор фото: kinopoisk

Журналист Андрей Архангельский - о сериале "Метод".

Сериал "Метод", который выходит раз в неделю (это называется "вертикальное программирование") по Первому каналу, — в любом случае интересный эксперимент. Всего 16 серий, вышло уже восемь, то есть как раз середина. Режиссер Юрий Быков, снимавший до этого фильмы в духе "русское бедное" — о молчаливых мужчинах с оружием, — был приглашен снять триллер уже по готовому сценарию. Сама идея сериала отчасти подсказана американским Dexter (канал Showtime), где герой, судебный эксперт, в свободное от работы время тайно вершит суд над маньяками. В нашем случае герой, следователь Меглин, тоже охотится за маньяками, но официально.
Раз хоррор, значит, нам должно быть страшно, не так ли? Но после просмотра становится скорее смешно, да и сами авторы не прочь разбавить ситуацию. Маньяки тоже не прочь пошутить, как в 1–й серии (в исполнении продюсера сериала и актера Александра Цекало). Маньяк–преподаватель в 6–й серии — комическая фигура, остальные — тоже люди жалкие и попросту несчастные. Их жертвы — безвольные и вдобавок, скажем так, крайне нерасторопные люди. Сами серийные преступления (например, убийство потенциальных чемпионов из одной спортивной школы) довольно незатейливы. А иногда — как в случае с тем же преподавателем из 6–й — вообще сразу ясно, кто маньяк. Интрига примерно к 5–6–й серии пропадает вовсе, и кажется, что авторов заботит только эстетика сериала: сцены с умерщвлением выписаны прямо как на картинах средневековых авторов. Но это ни в коем случае не страшно. Главный герой — вроде бы человек сложной судьбы, у него в прошлом какая–то темная история, но Меглин впадает в тонкий психологизм только в специально отведенных сценаристом местах. Все остальное время он работает актером Константином Хабенским, каким мы его любим. То есть психология сериала быстро идет побоку, и все превращается в обычную погоню и стрельбу с прыжками. Хорошо, с жанром психологического триллера не получилось, но, может быть, это сделано ради чего–то другого, более важного? Что хочет нам сообщить коллектив авторов?
Все проблемы родом из детства. Если тебя в детстве не любили, жить будет очень тяжело. Русский сериал по мотивам зарубежного всегда заканчивается примерно так, в духе перестроечной газеты: откуда столько жесткости в детях, нужно больше любви, больше тепла, человечности. Это все правильно. Но все–таки авторам следовало бы определиться: либо они снимают моральное поучение (и тогда это должно было быть совсем другое кино), либо триллер. Но вот выдержать до конца какой–то один жанр является неосуществимой задачей для сегодняшнего российского телевидения.
Поэтому реальный кошмар, ужас и испуг на наших телеканалах невозможен. Это в любом случае будет какой–то игрушечный кошмар, потому что телевидение считает своих зрителей детьми и обращается с ними как с маленькими. В отличие от американского сериала, который говорит со зрителем как со взрослым, ничего от него не скрывает, не боится говорить на любые сложные, запутанные и противоречивые темы.
У нас о многом еще не пришло время говорить, поэтому нам рассказывают не все, а то, что рассказали, превращают в шутку. Чтобы никто всерьез ни о чем не задумался. Давно пора снять сериал об этом.