Пять способов рассердить инвестора

Руководитель венчурного фонда Промсвязьбанка и "ОПОРЫ России" Алена Сокова о том, как можно рассердить инвестора.

Каждый из нас успешен настолько, насколько умеет правильно планировать и организовывать себя. Мы несем ответственность за результат только перед самими собой. Многие психологи рекомендуют никогда не делиться с окружающими своими планами, считается, что это расходует внутренний ресурс для их достижения.
Бизнес — это большая ответственность перед наемными работниками и контрагентами за результат, а если бизнес ведется с привлечением инвестора, то в первую очередь перед ним. Безопасность, надежность и доверие — это то, чего ждут от предпринимателя все участники бизнес–процесса. И это тот случай, когда вы будете успешны настолько, насколько часто вы будете делиться планами со всеми, кто в вас должен поверить. Инвестору интересна прибыль, контрагентам — объемы товарных и сырьевых потоков, работникам — зарплата и интересные задачи.
Показать умение зарабатывать — основная задача бизнес–лидера при формировании плана для инвестора. Описательная часть должна содержать много говорящей информации о продукте, конкурентах, рынке, команде, рисках, а также прогноз по прибыли. Инвестор хочет понять мотивацию инициатора и его команды, оценить компетенции для реализации именно этого проекта.
Математическая модель бизнеса — это рецепт, где в качестве ингредиентов выступают затраты и процессы. Поэтому нет правильного или неправильного бизнес–плана. Одно и то же блюдо у разных хозяек имеет разный вкус. Так и в бизнесе: реализуя один и тот же продукт, один получит прибыль, а другой — убыток.
Есть пять способов рассердить инвестора. Хит–парад возглавляет обращение соискателей, проект которых не соответствует отраслевым интересам инвестора, особенно когда об этом есть открытая информация. Вторую строчку занимает некомпетентность соискателя: "конкурентов нет", "рисков нет", нет базовых экономических знаний для составления бизнес–плана. Третье место — лень: используются и анализируются только те данные, которые легко достать, не проводятся дополнительные исследования, нет погружения в тему. Обоснование бизнес–плана отсутствует. Четвертое место — неправильный подбор инструментов для решения проблем: "будет бюджет на рекламу — будут продажи", "будет достаточно оборотки — продажи увеличатся в 3 раза", "не могу работать с торговыми сетями, потому что нет необходимого товарного запаса". Пятое — необоснованные заявления: "наше предложение самое лучшее на рынке по самой низкой цене", "мы лучшая команда", "мы лидеры рынка" и т. д. Вообще хороший бизнес–план — львиная доля успеха.