Переоценка кадров

Кадровый консалтинг во время кризиса актуален в первую очередь для компаний, которые хотят оптимизировать штат, повысив эффективность работы и минимизировав риски.

Ситуация на рынке кадрового консалтинга в кризис весьма неоднозначна. С одной стороны, компании стремятся сэкономить на всех дополнительных расходах и меньше пользуются услугами внешних консультантов, с другой — появляется все больше консультантов (компаний или частных лиц), готовых эти услуги рынку оказать. "Все это очень сильно влияет, к сожалению, на качество услуг и создает большой разброс в их стоимости", — рассказывает Светлана Катаева, управляющий партнер кадровой компании AVRIO Group Consulting.
Компании, работающие в сфере управления персоналом, чутко реагируют на запросы рынка, считает руководитель по операционной деятельности в Северо–Западном регионе Coleman Services Галина Андреева. Так, компании, которые ранее занимались только подбором и предоставлением персонала, расширяют сферу деятельности и открывают новые департаменты, чтобы оказывать более широкий спектр услуг в кадровом консалтинге.
Это связано и с тем, что компании, которые специализируются на подборе персонала, сейчас переживают кризис, сказался он и на многих консалтинговых компаниях, которые занимаются обучением персонала и его оценкой. Услуги по оптимизации кадрового делопроизводства тоже сейчас отодвинуты на второй план. А вот на тех, кто занимается консультированием по вопросам антикризисных мер или сопровождением оптимизации фонда оплаты труда, численности работников, влияние кризиса сказалось в меньшей степени.
"Это не удивительно, кризис — самое удачное время для проведения процессов оптимизации кадров, — отмечает генеральный директор Института профессионального кадровика Валентина Митрофанова, — причем эта оптимизация может быть вызвана как объективными проблемами рынка, так и инициативой работодателей".

Первая помощь

Проблемы с кадрами у компаний возникают разные. "Это могут быть задачи по грамотной оптимизации численности персонала, наоборот, задачи по привлечению новых талантов в компании, по построению эффективной системы внутренних коммуникаций, по принятию решения выносить часть функций на аутсорсинг или нет", — рассказывает Светлана Катаева.
Например, по словам эксперта по HR–брендингу компании HeadHunter Нины Осовицкой, вопреки стереотипу о том, что в кризис легче найти сотрудников, большинство рекрутеров отмечают, что высококлассных специалистов и талантливой молодежи на рынке больше не стало, их привлечение по–прежнему требует серьезных усилий и работа на рынке труда может быть выведена на другой уровень благодаря экспертизе консультантов.
Проблема также в несоответствии спроса и предложения. "Сегодня в Петербурге стремительно растет спрос на квалифицированных рабочих и специальные кадры, в то время как база соискателей на 70% состоит из офисных служащих и специалистов обслуживания бизнес–структур", — отмечает руководитель коммерческого отдела компании "СТС Групп" Екатерина Муромцева.
При этом, по словам Галины Андреевой, проблемы в области управления персоналом в кризис становятся для работодателя критичными, так как основная статья затрат у многих — оплата труда. По ее словам, консультанты помогут в первую очередь провести диагностику и дать объективную, независимую и высокопрофессиональную оценку.

Уволить без проблем

Вопрос сокращения штата сотрудников стоит в кризис весьма остро.
Работники понимают, что на рынке труда застой и найти новую работу будет нелегко, поэтому число обращений в трудовую инспекцию или в суд в кризис увеличивается в несколько раз.
Вот тут, по словам Валентины Митрофановой, консультанты могут оказать всю необходимую помощь, как в случае, когда сокращение персонала — мера вынужденная, так и в случае реальной оптимизации — провести все процедуры, переговоры и т. д.
По словам Галины Андреевой, для грамотной оптимизации персонала прописываются критерии отбора, зависящие от эффективности и потенциала сотрудников.
А тут важна грамотная система оценки, которую не всегда возможно провести собственными силами.
При этом одной из ошибок работодателей является то, что консультанты привлекаются, когда нужно реализовать какое–то готовое решение работодателя, а именно: помочь уволить, провести переговоры, сократить, изменить систему оплаты труда, изменить функционал и т. д., но не привлекаются к принятию самого решения, хотя оно могло быть более оптимальным.