Смольный намерен ограничить число такси и покрасить машины в черный и белый цвета. Крупные игроки поддерживают монополизацию рынка. Эксперты же считают, что такая регуляция рынка уничтожит конкуренцию.
Комитет по транспорту
Смольного подготовил поправки в местный закон о такси. Если их одобрит Законодательное собрание, то чиновники смогут лишать перевозчиков разрешений на извоз. Заместитель председателя комитета по транспорту Елена Осинцева считает, что оптимальное количество таксомоторов для Петербурга — четыре машины на 1 тыс. жителей, то есть не более 20 тыс. таксомоторов.
Другая инициатива Смольного по ограничению конкуренции на рынке — это раскраска такси. По словам Осинцевой, они будут двух цветов: белого (обычные машины) и черного (автомобили бизнес–класса).
Крупные таксомоторные компании поддерживают инициативу городских властей, так как спрос на их услуги сокращается вследствие падения доходов населения, а количество перевозчиков при этом не уменьшается. Первыми падение спроса ощутили перевозчики, работающие в местном аэропорту: в сравнении с прошлым годом количество заказов оттуда сократилось почти вдвое, говорит глава ООО "Управляющая компания Такси Пулково" Игорь Федоров.
Серый рынок
Рынок таксомоторных перевозок, емкость которого очень приблизительно оценивается экспертами в 12 млрд рублей в год, абсолютно непрозрачен. По меньшей мере 85% оборота перевозчиков находится в налоговой тени, хотя формально комитет по транспорту регистрирует все транспортные средства и выдает разрешения на частный извоз.
На начало ноября комитет выдал 35 239 разрешений. Однако это не значит, что такое количество таксомоторов ездит по городу, зарабатывает деньги и платит налоги. "Часть машин разбита и находится в нерабочем состоянии", — поясняет директор по развитию группы компаний "Петербургское такси 068" Виктор Соловьев. По его словам, некоторые перевозчики регистрируются как индивидуальные предприниматели, получают разрешение, а затем снимаются с учета и не платят налогов. При этом разрешение на перевозку пассажиров остается.
Бизнес некоторых компаний основан на том, что они берут комиссию за оформление разрешения, регистрируя такси на себя. Потом эти автомобили могут работать в интересах любой таксомоторной компании в качестве привлеченного парка. Понять, сколько автомобилей в парке того или иного перевозчика, невозможно.
Кроме того, существенное влияние на рынок оказывают диспетчеры–посредники, которые сводят заказчика с перевозчиком, они взимают за это комиссию. В среднем по городу она составляет 10%, а, например, компания "Такси Пулково", распределяющая заказы из аэропорта, берет за свои услуги 20%.
Подключиться к диспетчерской службе может любой автовладелец. Достаточно заключить договор с посредником, загрузить специальное программное обеспечение на свой смартфон, чтобы получать заказы, и внести на счет диспетчера аванс — определенную денежную сумму, исходя из которой будет определяться количество заказов, которые получит извозчик.
Одно такси на всех
Большинство работающих по такой системе водителей никто не контролирует, они не платят налогов и демпингуют. "Барышня, которая отвечает вам по телефону информационного посредника, не знает, что собой представляет водитель, которого она вам назначит, есть ли у него разрешение, трезвый ли он, здоров ли. Посредник не отвечает перед вами за качество и безопасность услуги", — говорит руководитель Некоммерческого партнерства таксомоторных предприятий Петербурга (НПТП) Юрий Вейков.
По мнению Сергея Симанчева, генерального директора "Такси Россия", на рынке ничего менять не надо: он позволяет сегодня выбрать такси любого качества и по той цене, которую готов заплатить пассажир. Рынок сам себя отрегулирует. Те, кто демпингует, не смогут восстановить автопарк и уйдут с дистанции, уверен предприниматель. "Можно, конечно, начать регулировать рынок, красить машины в определенные цвета, создать единую городскую диспетчерскую службу, придумать одно для всех название "Такси" — в итоге конкуренция зачахнет, и люди снова пойдут на улицу ловить частников", — полагает Сергей Симанчев.
Сегодня, несмотря на падение спроса и снижение цен (за год в среднем стоимость поездки сократилась на 17%), с рынка никто не уходит, даже появляются новые игроки (хотя бензин подорожал на 6%).