Почему прогнозы игроков нефтяного рынка не меняют цену на нефть

Автор фото: Дмитрий Коротаев/Коммерсантъ

На мировом рынке нефти в самом разгаре находится жестокая игра по правилам "умри ты сегодня, а я — завтра", и до ее финала пока, видимо, далеко, пишет редактор "ДП" Александр Пирожков.

На нефтяном рынке продолжается игра слов и нервов. Вчера агентство Bloomberg распространило заявление саудовского принца Абдула Азиза бин Салмана о том, что в 2016 году инвестиции в мировой нефтегазовой отрасли снизятся на 3–8%. Это означает, что впервые за последние три десятка лет спад капиталовложений в отрасли продлится 2 года подряд.
Тот же принц утверждает, что мировые нефтегазовые компании сократили инвестиции на $200 млрд с начала года и свернули добывающие проекты совокупной мощностью порядка 5 млн баррелей в сутки. В свою очередь, генеральный секретарь картеля стран — экспортеров нефти ОПЕК Абдалла Салем аль–Бадри поделился с агентством Reuters ожиданиями, что в 2016 году нефтяной рынок станет более сбалансированным, поскольку спрос на черное золото продолжит расти.
Эти словесные интервенции привели вчера к подъему нефтяных цен в середине торговой сессии, но к вечеру нефть снова подешевела, и по итогам дня ее цена изменилась незначительно.
Сколь бы оптимистичными ни были долгосрочные прогнозы производителей нефти, текущего расклада сил между покупателями и продавцами они не меняют, как не становится слаще во рту от многократного повторения слова "халва". Никто из крупных производителей углеводородов добычу пока не сокращает, а некоторые даже обещают ее наращивать. К примеру, регулярно напоминает о будущем росте поставок нефти на мировой рынок освободившийся из–под международных санкций Иран. Вчера же министр энергетики ОАЭ Сухейль аль–Мазруи пообещал, что его страна не будет отменять инвестиционные проекты в нефтедобыче, несмотря на падение цены нефти на мировом рынке более чем вдвое за год.
Заметное сокращение добычи черного золота происходит разве что в США. Но там сворачивают активность в основном производители сланцевой нефти, да и то только те из них, у кого себестоимость самая высокая. Однако этот тип производителей отличается очень высокой мобильностью: они моментально вернутся на рынок, как только цена нефти вновь вырастет. Так что жестокая игра по правилам "умри ты сегодня, а я — завтра" на мировом рынке нефти в самом разгаре, и до ее финала пока, видимо, далеко.