Росавиация потребовала от "Трансаэро" начать увольнения. По словам бортпроводников, персоналу советуют увольняться по собственному желанию с выплатой неустоек, а найти новую работу в авиации, особенно в Петербурге, сейчас почти нереально.
Десять тысяч работников компании "Трансаэро", в их числе около 500 петербуржцев, могут быть уволены в ближайшее время. Сегодня Росавиация и Роструд провели совещание по вопросам трудоустройства работников авиакомпании, на котором заместителю гендиректора "Трансаэро" Леониду Клигерману рекомендовали "в сжатые сроки проинформировать весь коллектив авиакомпании о необходимости увольнения".
Вовремя не уволились
На совещании руководители Росавиации и Минтруда обвинили "некоторых собственников российских авиаперевозчиков" в том, что они "поселили в коллективе "Трансаэро" ничем не подкрепленные надежды" (речь идет, судя по всему, о заявлении совладельца S7 Владислава Филева о том, что "Трансаэро" может возобновить полеты через полгода).
"Многие сотрудники, к сожалению, не смогли критически воспринять растиражированные сообщения о возобновлении полетов авиакомпании "Трансаэро" и вовремя не уволились из этого предприятия", — говорится в сообщении по итогам совещания. При этом Росавиация отмечает, что бесполезно надеяться на возобновление деятельности "Трансаэро" в условиях, когда отозван сертификат эксплуатанта авиакомпании.
В простое
По данным Росавиации, на сегодняшний день в авиакомпании "Трансаэро" 9,5 тыс. человек находятся в вынужденном простое. Кроме штатной численности сотрудников есть еще сотрудники, которые находятся в регионах — в Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, Хабаровске.
По словам борпроводников "Трансаэро", они подписали приказ о нахождении в простое в конце октября: сотрудник в этой ситуации уходит на неопределенное время в отпуск, и ему по Трудовому кодексу выплачиваются две трети от средней заработной платы. Уточняется, что некоторых офисных сотрудников иногда вызывают на работу, но они в среднем работают 2-3 дня в неделю, а бортпроводники и летчики не летают с конца октября. Задержки зарплаты начались в декабре прошлого года, а командировочные не выплачиваются в полном объеме с января этого года, говорят сотрудники.
При этом на сотрудников авиакомпании в Москве оказывается определенное давление, говорит бортпроводник "Трансаэро" и главный редактор издания "Новая Москва 24" Виталий Атаев-Трошин. "Руководство периодически звонит и предлагает уволиться по собственному желанию. Предлагают пойти в Департамент труда и занятости населения города Москвы, там есть порядка 5 тыс. вакансий, они никак не связаны с авиацией. Есть редкие вакансии в авиации, например бортинженер, но бортпроводник или летчик не пойдет на работу бортинженером", — говорит бортпроводник.
По словам Виталия Атаева-Трошина, в Москве многие работники не выдерживают неопределенности и увольняются. "Бортпроводники из других городов снимают в Москве жилье, и на две трети зарплаты здесь особо не проживешь", — говорит он. "Всех нас не увольняют, потому что всем нужно будет платить какую-то компенсацию, и, скорее всего, ждут, когда мы уволимся все сами", — предполагает Атаев-Трошин. По его словам, в отдел кадров "Трансаэро" в Москве приносят десятки заявлений об увольнении в день, а рядом с отделом повесили такую табличку:
В Петербурге, по словам одного из бортпроводников "Трансаэро", давления со стороны руководства нет, а по собственному желанию уволились единицы. Никакой официальной информации о том, что делать сотрудникам компании, не было. "Сейчас у многих подписан контракт на 3 года, новые группы набирали с контрактом на 5 лет. При увольнении по собственному желанию нам нужно будет выплачивать неустойку, а именно стоимость обучения, в среднем она составляет около 50 тыс. рублей. Многим не с чего выплачивать неустойку, которую высчитают с полагающихся денег за неотгулянный отпуск, а в такой ситуации каждая копейка на счету. Работодатель не обеспечивает нас работой, а уволиться "по соглашению сторон" не дают", — говорит бортпроводник.
В воскресенье, 8 ноября, на Марсовом поле прошел митинг петербургских сотрудников "Трансаэро". В Москве аналогичный митинг сотрудники планируют провести 15 ноября.
На фото: Митинг бортпроводников и пилотов в защиту авиакомпании "Трансаэро", на Марсовом поле в Санкт-Петерурге.
В Аэрофлот или Сбербанк
В сообщении Росавиации уточняется, что коллективу "Трансаэро" предоставляется возможность без потери выслуги лет и перерыва в трудовом стаже трудоустроиться в компании группы "Аэрофлот" и другие российские авиакомпании.
В пресс-службе "Аэрофлота" сообщили, что на фоне кризисной ситуации в сфере и проблем "Трансаэро" в компании ждут увеличения объема работ, поэтому группа "Аэрофлота" готова принять до 6060 авиационных специалистов "Трансаэро". Уточняется, что уже сейчас "Аэрофлот" открыл более 2 тыс. вакансий, "Россия", входящая в группу, готова принять 3 тыс. сотрудников, а также группа прекратила принимать иностранных пилотов. По состоянию на 9 ноября в группу "Аэрофлот" принято 146 работников "Трансаэро", в том числе 25 летчиков и 111 бортпроводников, уточнили в компании. А в целом группа планирует трудоустроить около 700 летчиков,1000 инженеров, 2800 бортпроводников, 1200 работников наземного обслуживания и около 300 офисных работников.
Также трудоустроить работников "Трансаэро" хочет Сбербанк. "Сбербанк подготовил список вакансий и профессий и в настоящее время начинает работу с представителями "Трансаэро" в регионах", — сообщили в пресс-службе банка.
В то же время опрошенные сотрудники "Трансаэро" перспектив трудоустройства не видят. "Что касается тех, кто пошел в "Аэрофлот" в Москве, из первой тысячи бортпроводников взяли только 30 человек, — говорит борпроводник Виталий Атаев-Трошин. — В кругу учебного центра "Аэрофлота", который набирает трансаэровцев, говорят, что, скорее всего, будут брать всех подряд, а потом в течение какого-то периода будут их увольнять или отсеивать".
"На сегодняшний день, находясь в Петербурге, найти работу бортпроводником нереально, — говорит петербургский бортпроводник "Трансаэро". — В нашем петербургском подразделении сейчас около 300 бортпроводников. Нам предложили только девять вакансий в компании "Нордавиа", собеседование в "Аэрофлоте" в Москве и вакансии операционистов в Сбербанке. В Москву поехали только фанаты авиации, потому что у людей здесь семьи, ипотеки, какие-то обязательства, а что касается Сбербанка, то у большинства бортпроводников нет экономического образования, чтобы в дальнейшем построить карьеру в банковской сфере", — говорит он. "Никаких реальных шансов найти работу мы не видим, а все предпринимаемые меры — это только громкие заявления "мы позаботимся о работниках "Трансаэро", — сетует бортпроводник.