Пригов и авангард

 

На фоне текущей деятельности Минкульта открывшаяся в Мраморном дворце выставка "Дмитрий Александрович Пригов: диалоги с авангардом" может только радовать. Во–первых, всегда приятно и полезно посмотреть работы знаменитого концептуалиста, тем более редкие вещи 1970–х годов, которые у нас мало кто видел. Во–вторых, в пантеоне российской культуры всегда недоставало таких свободных и остроумных художников, как герой экспозиции в ГРМ. Ну и наконец, экспозиция о диалоге, который Пригов вел с русскими авангардистами, должна быть чрезвычайно интересна. И Кабаков, и Булатов, и Рубинштейн, и многие другие его друзья и современники наследовали опыт Малевича, Татлина и русского кубофутуризма. Пока что никто не уточнил, что именно взяли из авангарда начала прошлого века позднесоветские художники, а с чем, напротив, полемизировали. Если бы выставка в Мраморном предложила нам предварительную интерпретацию этого влияния, ее можно было бы считать несомненной удачей, не только делая скидку на то, как безрассудна и бездумна сегодня официальная культурная политика. Однако экспозиция только обозначает проблему, очевидную для всех, кто интересуется концептуализмом, да и для самих концептуалистов, которые много и подробно обдумывали свое отношение к авангарду и к его воплощению в современной культуре и политике. В Мраморном можно увидеть знаменитые фантазии Пригова по мотивам "Черного квадрата", портреты Хлебникова, Белого и других интеллектуалов начала ХХ века, входящие в цикл "Бестиарий", классические русские пейзажи, над которыми неминуемо и зловеще нависают имена рыцарей перманентной художественной революции, и даже вагину Малевича. Все эти вещи и озадачивают, и наводят на размышления, и разжигают интерес к тому, как же именно могли бы интерпретировать диалог Пригова с авангардом устроители этого проекта.