Что будет со ставками по кредитам

Первый заместитель генерального директора — председателя правления Энергомашбанка Ольга Щербакова - о том, что будет со ставками по кредитам.

В последнее время как в политических кулуарах, так и в кругу бизнесменов предметом активного обсуждения стали вариации на тему, достигнут ли нашей экономикой апогей кризиса. Можно ли говорить, что мы уже на дне, и значит ли это, что скоро неминуемо пойдем вверх? Скоро будет год, как мы стали свидетелями черного вторника. 16 декабря 2014 года Центробанк поднял ключевую ставку до рекордных 17%. Тогда банки столкнулись с резким удорожанием основного источника фондирования, а позже заемщики ощутили на себе возросшую стоимость пассивов. Ставки по корпоративным кредитам с 14–15% (средний уровень ставок для малого и среднего бизнеса в 2014 году) увеличились до 25–28% годовых (а по рознице — еще выше). Конечно, в одночасье рынок не может отреагировать на изменения, но уже в первой половине 2015 года стало ясно, что, во–первых, бизнесу непосильны такие ставки, а во–вторых — корпоративные кредитные портфели банков постройнеют.
На фоне снижения потребительского спроса сохранить прежние объемы деятельности в 2015 году удалось не всем компаниям. Поэтому предприятий, желающих и способных взять кредит, сейчас меньше. Тем не менее большинство аналитиков склоняются к тому, что, с одной стороны, несмотря на непростые экономические реалии, а с другой — учитывая закредитованность населения и падение уровня доходов, в среднесрочной перспективе кредитование предприятий является более оптимистичным направлением, чем розница.
Основной вопрос, который волнует всех: что будет со ставками по кредитам? Сейчас они в диапазоне 16–20%. Ожидание дальнейшего снижения до уровня ставок годичной давности в размере 14–15% (под которые как раз и разрабатывались бизнес–планы компаний и закладывалась доходность) сохраняется. Маловероятно, что ставки опустятся ниже этого порога. Это устоявшийся уровень, позволявший в 2014 году, во–первых, получать как банкам, так и бизнесу заложенную прибыль, а во–вторых, обеспечивающий баланс спроса и предложения на денежный ресурс. Остановимся на этом подробнее.
Банкиры прекрасно понимают, что сейчас не время для чрезмерных аппетитов. Но выдача кредитов должна приносить банку как минимум тот доход, который способен покрыть расходы на выплаты по вкладам, тем самым он получает прибыль для поддержания обязательных нормативов на приемлемом уровне. На текущий момент есть тренд к планомерному снижению ставок по вкладам, но и это имеет свой предел, обусловленный инфляцией и уменьшением объемов накопления у населения. Маловероятным видится, что кто–то отдаст свои сбережения, к примеру, под 6% годовых. Под такие ставки банки не получат денежный ресурс у населения. В целом вполне вероятно, что при отсутствии сюрпризов на рынке в первой половине 2016 года банки гипотетически смогут вернуться к кредитным ставкам 2014 года. Что касается дна, то, к сожалению, стоимость денежного ресурса — не единственная проблемная зона бизнеса, поэтому о полном преодолении экономического кризиса говорить пока не приходится, скорее мы находимся на стадии адаптации.