Пакетный переполох

Полиэтилен для производства пакетов взлетел в цене на 40%. Рынок объемом 1 млрд рублей в год остался без сырья, так как поставщикам выгоднее продавать его на экспорт.

Последние полгода полиэтилен низкого давления (ПЭНД) в гранулах, из которого производят все виды полиэтиленовых пакетов, стоил в районе 89–95 рублей за 1 кг. Но в июле цена подскочила до 130 рублей, в результате доля сырья в себестоимости готовых изделий достигла 100% вместо обычных 50–70%. В Петербурге и Ленобласти работает около 20 предприятий по производству полиэтиленовых пакетов, крупнейшие — "Леопак", "Унипак", "Мегапласт", "Европласт", "Википак". Ежегодно предприятия обрабатывают более 12 тыс. т сырья. Объем местного рынка полиэтиленовых пакетов оценивается почти в 1 млрд рублей в год. Но сейчас производители вынуждены приостановить производство.

Необъективные причины

Производители пакетов называют основной причиной кризиса то, что в связи с ростом курса иностранной валюты поставщикам сырья стало выгоднее экспортировать ПЭНД, чем снабжать российский рынок. "То же самое было 1,5 года назад, когда сгорел завод в Буденновске. Тогда цены с 67–68 рублей за 1 кг подскочили сразу на 20–25%", — напоминает Алексей Агаджанян, генеральный директор ООО "Унипак".
В России полиэтилен низкого давления производят "Казаньоргсинтез" в Казани, "Нижнекамскнефтехим" в Нижнекамске (ГК "Таиф") и "Ставролен" в Буденновске (группа "ЛУКОЙЛ–Нефтехим"). При этом завод в Нижнекамске сейчас находится на профилактике, а "Ставролен" начал работать только 1,5 месяца назад, оправившись после произошедшего в 2013 году взрыва.
На заводе в Нижнекамске комментировать ситуацию с ростом цен на сырье отказались. В пресс–службе "Казаньоргсинтез" оперативный комментарий предоставить тоже не смогли, сославшись на отсутствие руководства.

Потери и убытки

На фоне ценовых скачков производители пакетов не просто теряют прибыль, но даже вынуждены останавливать производство. Так, ООО "Европласт" из–за кризиса уже потеряло около 2 млн рублей, а на днях и вовсе временно распустило сотрудников. "В таких условиях покупать сырье за границей даже дешевле, потому что если Казань вчера озвучила цену 125 рублей за 1 кг, то Южная Африка готова продавать сырье по 102 рубля", — говорит генеральный директор компании Людмила Митина.
По словам гендиректора ПО "Пакбери" Александра Федоренко, за последнее время оборот его компании сократился на 20%, из–за нехватки сырья он вынужден отказываться от заказов. "Сейчас мы не можем обеспечить весь спрос и выполняем только заказы по долгосрочным контрактам", — делится бизнесмен.

Пакеты подорожают

Сложная ситуация с сырьем может в итоге сказаться на стоимости готового продукта, увеличив ее на 25–40%. В структуре производственных расходов стоимость сырья занимает от 50 до 70% в зависимости от сложности переработки. Ключевые заказчики пакетов–маек и фасовочных пакетов — торговые сети. Хотя они и заинтересованы в пакетной продукции (пакет–майка с рентабельностью примерно 300% является для ретейлеров очень выгодным товаром), на повышение закупочных цен идут крайне неохотно.
В сетях уже знают о ситуации на рынке и приступили к ее активному изучению. "Производитель–поставщик полиэтиленовых пакетов действительно уведомил сеть о намерении повысить закупочные цены в связи с нехваткой сырья. Мы проводим анализ аргументов поставщика с целью исключить спекулятивные составляющие. Для того чтобы обеспечить наличие в магазине такого важного для покупателей товара, как пакет, и сохранить его оптимальную стоимость, после анализа ситуации сеть не исключает проведения тендера по выбору приемлемых условий", — сообщила директор по внешним связям ГК "Дикси" Екатерина Куманина.
В связи с невозможностью приобрести сырье сейчас простаивает оборудование примерно у 80% производителей пакетов. С учетом новых реалий Казань большую часть сырья экспортирует, Нижнекамск стоит на профилактике, при этом ПЭНД со складов обоих этих заводов предлагается по 110 рублей за килограмм. Сырья или просто нет, или его продают по заоблачным ценам. Это не только петербургская проблема, она касается всей России. Сложившаяся ситуация чревата как минимум санкциями за несвоевременные поставки, огромными убытками, недополученной прибылью, не выплаченной тысячам работников зарплатой.
Наталья Гаврилова
директор по развитию ООО "Леопак"
Из–за скачков цен невозможно планировать долгосрочные заказы. В таких условиях у производителей пакетов есть два варианта. Первый — заказывать сырье за границей, например в Саудовской Аравии. Но, учитывая долларовую нестабильность, это серьезный риск, потому что закупаешь за доллары, а продавать готовый продукт будешь за рубли. Второй вариант — торговать исключительно сырьем. Съездить в тот же Катар, закупить там сырье и продавать его потом на внутреннем рынке. У российских производителей, экспортирующих ПЭНД, есть стабильные прибыли и никакой головной боли, а местные переработчики сидят без сырья.
Валерий Митин
генеральный директор ООО "Википак"