Коммерческий директор компании "Хваловские воды" Ярослав Ермолаев - о том, почему занять нишу на рынке воды сейчас сложно.
Многие считают, что рынок воды финансово привлекателен и доступен. Мол, разливай да продавай, благо спрос уже сформирован. Но сейчас водой никого не удивишь, а в 1990–х, когда мы начинали, все пили воду из–под крана и покупать ее было все равно что платить за воздух. Производителям приходилось тратить огромные ресурсы на объяснения и внедрение культуры пития бутилированной воды, выигрывал тот, кто лучше информировал и рекламировал. Да и рассчитывать тогда приходилось только на лакшери–сегмент.
Сейчас, спустя 20 лет, рынок корпоративных клиентов уже насыщен и перспективы роста, по сути, остались только в частном секторе. При этом потребитель стал гораздо капризнее, на одном качестве далеко не уедешь. Нужно обеспечить удобство и скорость приема и обработки заказов, бонусы, бесплатную аренду оборудования и прочее. И, конечно, невысокую стоимость — сказывается кризис. А если приплюсовать сюда дорогостоящие технологии, сложность добычи, контроль качества, логистику и маркетинг, то станет очевидно, что простота кажущаяся, а сам бизнес гораздо сложнее. В итоге многие новички быстро уходят, а мелкие игроки поглощаются более крупными.
Правда, остаются не только порядочные производители, но и гаражники–полулегалы, тянущие рынок назад. В погоне за легкими деньгами они предлагают продукт, привлекательный по цене, но низкий по качеству. Одни упрощают производственный процесс, другие ухудшают контроль качества, а третьи вообще кустарят и разливают воду на даче.
Да, потребитель получает желаемую низкую цену, но за счет чего? К сожалению, на защиту его интересов рассчитывать не приходится. Сегодня минимальные технические и технологические требования к предприятиям по розливу воды законодательно не определены. Раньше специалисты Санэпиднадзора выезжали на производство и проверяли все от А до Я. В 2005 году упразднили санитарно–эпидемиологические заключения, ввели свидетельства госрегистрации, но система допуска на рынок еще существовала в прежнем виде. В 2009 году отменили обязательную экспертизу техусловий и технологических инструкций, и система начала давать сбои. С образованием Таможенного союза и переходом на техрегламенты существовавшая система полностью рухнула. На этом и играют недобросовестные производители, получается замкнутый круг. В этих условиях выбор потребителю сделать непросто, поэтому надо ориентироваться на крупные компании, которые открыто показывают свое производство, имеют лаборатории по контролю качества.
Кстати говоря, современное оборудование, автоматизация и жесткий контроль снижают издержки. Например, у нас, несмотря на общий спад, продажи остаются на прежнем уровне из–за выстроенной системы бизнес–процессов.
В свое время мы внедрили автоматический прием заказов. Специально разработанное ПО позволяет идентифицировать постоянного клиента и оформить заказ без оператора. Все это влияет на конкурентную среду. Но тут уж ничего не поделаешь — законы рынка.