Выставка Якова Чернихова в "Эрарте"

Арт-критик Станислав Савицкий - о выставке Якова Чернихова в "Эрарте".

Музей " Эрарта " привез в Петербург выставку Якова Чернихова. Автор знаменитого канатного цеха завода "Красный гвоздильщик" с водонапорной башней на Васильевском — один из самых петербургских зодчих, когда–либо строивших в нашем городе, пусть далеко не всем здесь живущим пока что известен этот архитектор. Цех с башней — одна из немногочисленных построек Чернихова, и знатоки города гордятся тем, что она сохранилась, в общем–то, чудом. На выставке в "Эрарте" представлен ее макет. Эту величественную конструктивистскую руину ожидает реновация. Чем станет в ближайшем будущем этот дом, вошедший в учебники современной архитектуры, пока неясно. Но главное — башне Чернихова не угрожает разрушение.
Яков Чернихов известен не реализованными проектами, но архитектурной графикой. В "Эрарте" достаточно полно представлено творчество зодчего, грезившего фантастическими проектами в разгар строительства социализма. Чернихова часто сравнивают с Пиранези, и его виртуозные рисунки заслуживают такого лестного сопоставления.
Он был мечтателем–урбанистом, строившим в воображении дома, дворцы и заводы раннесоветской эпохи, продолжая эксперименты утопической архитектуры периода Великой французской революции. Его орнаменты, индустриальные проекты и палаццо грядущего коммунизма рассказывают о советском периоде выразительно и точно. Из очень редких материалов, показанных на выставке, — эскизы маскировок, выполненные во время Второй мировой. Чернихов был столь же искусен в амплуа военного художника, как французский изобретатель камуфляжа Гиран де Сцевола. Чернихов много преподавал, передавая своим ученикам то, чему он научился у своих учителей Леонтия Бенуа, Ивана Фомина и др. Из его альбомов архитектурных фантазий, из его книг о зодчестве позднесоветские архитекторы черпали идеи и вдохновение для своих проектов.
Сегодня архитектурное наследие Чернихова — классика мирового авангарда.