Историк Лев Лурье - о том, почему в России больше не дают посмертные награды героям Великой Отечественной войны, у которых есть пятна в биографии.
На прошлой неделе агентство "Интерфакс" со ссылкой на источники в Минобороны сообщило, что в 2016 году при Центральном архиве военного ведомства будет сформирована "научная рота для борьбы с фальсификаторами истории". На следующий день министерство информацию агентства отвергло. А идея была бы плодотворная.
Фальсификацией наши власти называют, как правило, неприкрашенные истории о войне. Такие как у Сергея Ярова, Светланы Алексиевич, Виктора Суворова, Марка Солонина, Даниила Гранина. Меня всегда удивляло в официальной науке и использующей ее патриотической пропаганде другое: отсутствие интереса к настоящим героям, чей подвиг никем не ставится под сомнение. Пока на "Ленфильме" снимают картину о выдуманных 28 героях–панфиловцах, множество разных людей и организаций пытаются добиться посмертного воздаяния подвигу Зиновия Колобанова.
Напомню, 19 августа 1941 года экипаж его КВ–1 под Гатчиной подбил из засады 22 немецких танка, поставив абсолютный рекорд в истории советских танковых войск. По всем законам божеским и человеческим Колобанов заслужил звание героя. Но у танкиста, уже ставшего героем на Финской войне, было пятно в биографии. Его красноармейцы, после того как объявили перемирие, меняли у финнов сигареты на водку. Командира лишили звания и "Золотой Звезды". И, хотя в августе 1941–го ленинградское командование снова представляло старшего лейтенанта Колобанова к званию героя, Москва отказала.
В ответ на просьбу нашего Законодательного собрания "присвоить подполковнику З. Г. Колобанову звание Героя Российской Федерации (посмертно)" начальник Главного управления кадров Министерства обороны генерал–полковник В. П. Горемыкин ответил: "В настоящее время подвергать сомнению и пересматривать решение о награждении З. Г. Колобанова, а также определить мотивы, которыми руководствовалось вышестоящее командование при изменении вида награды офицеру, не представляется возможным".
А вот другая история. На этой неделе исполняется 75 лет с момента первого в мире перехода подводной лодки Северным морским путем. 5 августа 1940 года Щ–423 капитана 3–го ранга Измаила Зайдулина вышла из базы в Полярном. Юбилей отметят: недавно в Татарстане открыли памятник земляку, в Петербурге в знаменитом училище Фрунзе, чьим выпускником был подводник, пройдет специальная конференция.
До своего знаменитого перехода Зайдулин уже был знаменит: командуя на Тихом океане подлодкой Щ–123 ("Угорь"), в 3 раза превысил установленную для лодок этого типа длительность автономного плавания.
Субмарина Сайдулина пришвартовалась во Владивостоке 17 октября. Она прошла восемь морей — 7 тыс. миль, из них 700 в сплошных льдах. Полярники, вообще говоря, любимцы советской власти. Героями стали челюскинцы, зимовщики дрейфующих станций "Северный полюс", капитаны ледоколов. А вот Зайдулин за рекордный переход Щ–423 не получил никакой правительственной награды, только знак "Отличник ВМФ". Почему так случилось, доподлинно неизвестно. Кто–то считает, что это связано с проводкой советскими ледоколами одновременно с нашей подводной лодкой немецкого рейдера "Комет". Осенью 1940–го, пройдя из Норвегии в Тихий океан, он стал грозой британских сухогрузов. Сталин уже понимал опасность союза с Гитлером и факт помощи германским ВМФ выпячивать не хотел.
Думается, гораздо больше оснований считать, что Зайдулин не получил орден потому, что еще в августе 1938 года был арестован вместе с другими офицерами Тихоокеанского флота. Из подводников целый год выбивали признание в шпионаже в пользу Польши, Англии и Японии. К счастью, за время пыточного следствия многое изменилось: Николая Ежова сменил Лаврентий Берия, "большой террор" закончился. Тем не менее извиняться перед подводником не собирались. Его "признали виновным в том, что в отчетных документах об автономном плавании ПЛ "Щ–123" скрыл все нарушения, поломки и аварии на корабле в период похода, а также в халатном отношении к службе и пьянстве", впрочем, тут же амнистировали и восстановили в кадрах флота. В годы войны Измаил Зайдулин служил на Черном море и в Балтийске. За нарушение воинской дисциплины был разжалован в рядовые и направлен в штрафной взвод на 3 месяца. Восстановлен в воинском звании и назначен командиром дивизиона сторожевых катеров. Погиб в 1944 году в Рижском заливе.
Подвиги совершают чаще всего непослушные. В 1990 году с фальсификацией истории еще не боролись специальные роты. Именно тогда получил "Золотую Звезду" посмертно Александр Маринеско — нарушитель всех возможных правил.
Сегодня воздать должное таким героям, как Зайдулин и Колобанов, значительно сложнее. Ордена снова раздают не боевые офицеры, а политработники.