Как бизнесмен из Петербурга запустил популярный сервис репетиторов Upstudy

Автор фото: Беликов Валентин
На фото: Иван Иванов, CEO Upstudy.ru

Иван Иванов (31 год) создал платформу российских репетиторов Upstudy — да, ту самую, которую так активно рекламируют на каждом шагу. Сервис позволяет подобрать наставника для любого дела — от болгарского языка до игры на гавайской гитаре. А преподавателям — найти ученика в любом уголке страны.

Сейчас на Upstudy зарегистрировано 14,6 тыс. репетиторов. За год их услугами воспользовались более 16 тыс. человек. Upstudy работает в 46 городах России и предлагает учителей не только по обычным школьным и университетским дисциплинам: физике, математике, иностранным языкам и т. д. Здесь можно найти преподавателя по швейному делу, актерскому мастерству, йоге, робототехнике или кулинарии — направлений очень много.
Сервис запустился в сентябре 2014 года и работает как поисковик по репетиторским услугам (профессиональным и любительским). Это не образовательная онлайн–площадка: сами уроки могут проходить хоть в Skype, хоть в школе, хоть на дому — по договоренности. Upstudy зарабатывает на комиссии от стоимости первого урока, это может быть от 20 до 80% суммы. Для учеников пользование платформой бесплатно.

Ввязался в жизнь

Идею сервиса Ивану подкинул знакомый, который в начале 2014 года искал подходящий для инвестиций интернет–стартап и, не найдя его, решил таковой создать. К Ивану он обратился, потому что у того уже был опыт создания проектов в Сети. Например, в 2011 году он запустил Ee24.ru — это онлайн–база недвижимости в Европе, которая работает и сейчас (но в 2014 году Иван вышел из этого бизнеса, чтобы сосредоточиться на Upstudy).
Иван сам выбрал привлекательную и перспективную, на его взгляд, нишу.
"К тому моменту как я презентовал бизнес–модель моему знакомому, он решил, что экспертизы на рынке ему явно не хватает и не стоит ввязываться в стартаперскую жизнь. Ну а я уже настолько загорелся идеей открыть свой онлайн–сервис, что практически сразу начал осуществлять задуманное", — рассказывает Иван. В январе он еще искал идею для стартапа, а в феврале у него уже был готов бизнес–план и собрана команда разработчиков.
Чтобы с ходу обойти конкурентов, надо было вложить 1,5 млн рублей. Иван направил в дело заработок от предыдущих стартапов и работы по найму. До своих бизнес–начинаний он много работал наемным менеджером: участвовал в открытии салонов электроники, сотовой связи, ресторанов быстрого питания.

"Вам один новый ученик"

Больше полугода Иван с командой разработчиков работал над первой версией сервиса. В августе 2014 года нашел двух частных инвесторов. На данный момент все вложения в дело составили около 5 млн рублей. Эти деньги нужны для доработки сервиса и создания мобильного приложения для преподавателей. Что касается репетиторов пожилого возраста, а это около 20% от общего числа, они получают уведомления о потенциальных учениках в виде sms.
Выход в ноль намечен на май 2016 года. До конца 2016–го Иван надеется выйти на показатель 25 млн рублей оборота.

Разворот на b2b

В процессе работы над сервисом концепция бизнеса претерпела изменения. Сейчас Upstudy выходит на рынок b2b. Спустя год работы Иван обнаружил, что не только частные репетиторы ищут учеников через его сервис, но и у школ, и у образовательных центров тоже есть интерес к платформе Upstudy. Сейчас к сервису подключены уже несколько десятков образовательных бизнесов. Для этих клиентов Иван надеется стать хедхантером в сфере образования, то есть здесь они смогут искать не только учеников, но и учителей.
Предприниматель подчеркивает, что репетитором Upstudy может стать любой человек, который считает себя достаточно компетентным в той или иной области. Жесткой проверки нет, но система отзывов и рейтингов позволяет отслеживать тех, кто предоставляет некачественные образовательные услуги. Их аккаунты блокируются.

Тысячи новых учителей

У Upstudy много конкурентов. Но и рынок репетиторских услуг немал: он составляет не меньше 30 млрд рублей в год и прибавляет по 20% ежегодно. Все более популярным становится поиск учителей в Интернете, а также онлайн–образование. Количество людей, обучающихся на различных электронных курсах, насчитывает примерно 100 млн человек.
Основные конкуренты — это "Ваш репетитор" (входит в Profi.ru), Ассоциация репетиторов, "Высший балл", "Виртуальная академия".
Вообще, интерес к частным репетиторам резко вырос после введения системы ЕГЭ. До распространения этого стандарта экзаменов в России репетиторством на постоянной основе занимались только 15,5% преподавателей вузов, 8,9% — техникумов и 21,7% — школ.
"Крупных конкурентоспособных онлайн–сервисов по поиску репетиторов в Петербурге не больше 10, — говорит Андрей Иванов, руководитель единой базы репетиторов Repetitorov.net. — Стадия монетизации у всех разная, а схема одна: репетитор отдает процент от первого урока с привлеченным через сервис учеником". По мнению Андрея Иванова, монополистом на рынке можно назвать компанию "Ваш репетитор", она существует больше 10 лет, у нее огромная база — 100 тыс. репетиторов, другие сильные игроки — это Prepl, Profi.ru.
Кризис повлиял на рынок: с одной стороны, значительно увеличилась конкуренция между сервисами, с другой — наблюдается приток новых преподавателей. Прирост измеряется тысячами людей, возраст которых, как правило, не превышает 35 лет, это и профессионалы, и любители, уточняет Андрей Иванов. Он убежден, что на таком конкурентном рынке выигрывает тот, кто имеет возможность много инвестировать в развитие и рекламу.