Нужно ли ставить российских футболистов на горох и сечь розгами

Автор фото: Шарифулин Валерий/ТАСС

Журналист Владислав Бачуров - о том, нужно ли ставить российских футболистов на горох и сечь розгами.

Мы хорошо знаем наших футболистов. Все они прекрасные ребята. Хорошие игроки. Обеспеченные люди. Но в плане дисциплины у них иногда, прямо скажем, дело обстоит не очень. И любые послабления они воспринимают как проявление слабости.
Но где грань между попустительством и излишней жесткостью и необязательными придирками? Где правила, необходимые для поддержания формы, командного духа и психологической устойчивости, а где какие–то непонятные требования типа ходить строем на завтрак, как в детском саду, или недопустимость улыбок во время тренировки?
Известна старая история, как тренер одного английского клуба, отчаявшись бороться со свободным поведением и пьянством звезд основного состава, решил проучить дебоширов и под угрозой отправить их на перевоспитание в дубль устроил показательный матч, в котором в одну команду собрал нарушителей режима, а в другой играли дисциплинированные игроки. Разгильдяи победили с крупным счетом, тренер горько сказал: "Ладно, если будете так играть и в чемпионате, закрою глаза на ваши выходки".
При главном тренере Фабио Капелло игроки сборной по струнке ходили, а результата не было. При главном тренере Леониде Слуцком атмосфера гораздо мягче.
У сборной России осталось два важнейших матча, 9 октября с Молдавией и 12 октября против Черногории, в случае победы в которых сохраняются шансы пробиться в финальную стадию чемпионата Европы 2016 года. На заключительный сбор команды, назначенный на 19 часов, два игрока — нападающий "Динамо" Александр Кокорин и полузащитник "Краснодара" Павел Мамаев — опоздали на 15 минут и прошмыгнули в гостиницу через черный ход. На вопрос о причине задержки ответили, что долго не могли проехать через шлагбаум.
Конечно, можно считать это несчастным случаем, а можно безответственностью. Если полузащитник сборной не может вовремя приехать на сбор, то не опоздает ли он на игру? А если нападающий сборной не может справиться со шлагбаумом, то найдет ли он пути к воротам соперника?
И какова должна быть строгость наказания — достаточно выговора, штрафа или же нужно твердо выводить из состава за опоздание, чтобы не пошла цепная реакция дальнейших нарушений со стороны уже других игроков?
Леонид Слуцкий на вопросы журналистов о наказании нарушителей отшутился: "Конечно. Были розги, и на горохе они всю ночь стояли. Если серьезно, какой смысл? Они предупредили нас. Все было на контроле". Про "предупредили" — есть большое подозрение, что тренер выгораживает игроков, иначе зачем же тем было пробираться через черный ход.
Вот по этому поводу высказался и Борис Игнатьев, в 1990–е годы он был тренером сборной России. Он считает, что дисциплинарные санкции по отношению к Кокорину и Мамаеву будут, но внутреннего пользования, без вынесения на публику: "Но санкции хороши для людей совестливых, которые понимают, что так делать нельзя. Поэтому это не значит, что Слуцкий возьмет и будет розгами их стегать и применять какие–то финансовые наказания. Конечно, определенное внушение будет. Однако обычно все подобные нарушения заранее прописываются".
Психолог Михаил Литвак разработал свою систему поддержания дисциплины. Он считает, что прямые санкции не всегда действенны, скорее нужно создавать ситуацию недопущения подобных случаев. "Не борись с подчиненным: в любом случае проиграешь, даже если победишь, — писал Литвак. — Победа над подчиненным приводит к моральному поражению ("со слабым связался"); поражение — к полной дискредитации и даже к снятию с должности".
Его хитрый метод состоит в том, что вроде он разрешает опаздывать на занятия или совещания: "Если опоздаете, то зайдите, не спрашивая разрешения, не объясняя причины опоздания, и не становитесь на цыпочки, когда проходите на место". Но его задача как руководителя — пока еще не пришел опаздывающий, так быстро начать работу, чтобы увлечь ею всех присутствующих. "Опоздавший, стараясь побыстрее войти в курс дела, начинает вопросами беспокоить окружающих, и они с гневом велят ему не опаздывать. На руководителя они тоже сердятся за то, что он разрешил опаздывать, но гнев все–таки направляют на опоздавшего", — считает Литвак.
Наверное, этот метод может работать и в случае с футболистами, но только если они люди, как отметил выше Игнатьев, совестливые.