Думать и делать

Автор фото: Nordic Business Forum

На трансляции Nordic Business Forum в Петербурге предприниматели примерили европейские и американские стратегии бизнеса к российским реалиям. Слушаться советов именитых бизнес–гуру готовы не все.

В Хельсинки в 5–й раз прошел Nordic Business Forum, собравший 5,5 тыс. участников и десяток именитых спикеров.
В этом году "ДП" организовал эксклюзивную трансляцию форума в Петербурге, пригласив обсудить тезисы конференции петербургских предпринимателей. В результате получился свой импровизированный форум — с не менее яркими выступлениями, но на российский лад. Миллиардеры давали советы, рассказывали истории из жизни и анекдоты. Как заметил модератор, не хватало только бутылки водки.
На Nordic Business Forum в Хельсинки традиционно приезжают предприниматели и менеджеры из Северных стран, Прибалтики и России. Некоторые крупные компании посылают сюда своих топ–менеджеров группами по 10–20 человек, приезжают и наемные сотрудники, и молодые предприниматели.
Общая тема форума в этом году была обозначена как "Влияние". За 2 дня выступили 10 спикеров, каждый из которых рассмотрел тему влияния под своим углом: с точки зрения личного лидерства, коммуникаций, увеличения прибыльности и роста бизнеса.
Открыл форум американский бизнес–тренер, писатель, автор "21 неопровержимого закона лидерства" Джон Максвелл, который рассказал о том, чем настоящий лидер отличается от альпиниста, турагента и спринтера.
"В Штатах есть одна поговорка про лидеров: наверху одиноко. Но я хочу сказать: если вы один на вершине горы, вы не лидер, вы альпинист, — акцентировал Максвелл. — Лидер не может быть один. Если вы один на вершине горы, я предлагаю вам с нее слезть".
Согласно его теории, лидеры первого уровня умеют слушать, второго — хорошо служить, третьего — давать импульс другим ("Некоторые руководители похожи на турагентов: они посылают людей туда, где сами ни разу не были"). Четвертый уровень — уровень воспроизведения: люди идут за вами из–за того, что вы сделали лично для них. И, наконец, пятый — уровень наследия. "Я никогда не обучаю пятому уровню, — говорит Джон Максвелл. — На него вас могут поставить только ваши работники".

Гориллы в корсетах

Первый день на Nordic Business Forum дал много ценных практических советов.
Соосновательница The Huffington Post Арианна Хаффингтон рассказала, как избавиться от назойливых мейлов во время отпуска. "Для того чтобы оказывать влияние на людей, надо не забывать о себе — высыпаться и уметь отключаться от работы на время", — повторяла она. Нилофент Мерчант, бизнес–консультант и специалист по инновациям, много говорила о судьбе больших корпораций и их сотрудников. По ее мнению, такие организации часто пытаются загнать работников в жесткие рамки, лишая их таким образом эффективности, и этим они напоминают горилл, затянутых в корсет.
А Гаю Кавасаки, венчурному инвестору, "евангелисту" и просто человеку, который начинал работать со Стивом Джобсом, даже горилл вспоминать не пришлось — 5,5 тыс. человек, которые присутствовали в зале, любую его шутку принимали на ура. Например, про Apple: "Сколько нужно сотрудников Apple, чтобы вкрутить лампочку? Один. Он держит лампочку и ждет, что мир будет крутиться вокруг него. Сколько нужно сотрудников Microsoft, чтобы вкрутить лампочку? Ни одного. Потому что Билл Гейтс объявил тьму в качестве нового стандарта".
После каждой лекции наступало время для нетворкинга под аккомпанемент ненавязчивых джазовых композиций, которые играли сразу несколько музыкальных коллективов в разных зонах выставочного комплекса Хельсинки. В целом трудно определить, что было важнее — сами выступления или перерывы между ними. Тысячи визиток и рукопожатий и безалкогольное пиво с баварскими колбасками явно сделали свое дело в налаживании связей.

В режиме без алгоритмов

В Петербурге во время трансляции форума второго дня сессия с миллиардерами следовала после трансляции выступления Кита Каннингема, американского миллионера и бизнес–тренера.
Главный совет оратора: "Думайте. У умных людей хорошие ответы, а у гениев хорошие вопросы". Он даже предложил несколько вопросов, которые стоит задавать себе, первый из которых: "Что сегодня я могу сделать, чтобы улучшить свою ситуацию?" Задавая такой вопрос себе каждый день и предпринимая конкретные действия, вы придете к цели, пояснил он.
Петербургские предприниматели посчитали рассуждения Каннингема слишком общими и рассказали взамен, что такое стратегия по–российски.
Аркадий Пекаревский, сооснователь сети магазинов одежды Sela и совладелец кондитерской фабрики "Ацтек", отметил, что есть два типа спикеров: информационные и энергетические. "От последнего ты уходишь, чувствуя себя наполненным энергией и вниманием, хотя знаний никаких нет. Вот вопросы. Казалось бы, важные слова. Но вопрос не в том, что делать, а как делать. У Дейла Карнеги описано гораздо больше, но из книги ты не можешь получить энергию".
"В нашей стране нет никаких алгоритмов, — убежден управляющий партнер УК "Теорема" Игорь Водопьянов. — Мы живем в режиме ручного управления. Кто завтра придет, как реагировать — действовать будем по обстановке".
Основатель холдинга "Евразия" Алексей Фурсов, который несколько лет прожил в Штатах, объяснил, почему американский консалт–продукт в России так плохо усваивается: "Американцы не работают за идеалы, только за деньги. У нас же если все хорошо у человека на работе, ему комфортно, то его трудно переманить".
Бизнесмены отметили, что проблем с размышлениями, о которых говорил Каннингем, у россиян как раз нет. Проблемы наши не с думанием, а с деланием.
"В Петербурге очень много рефлексии, — говорит Владимир Маринович. — Все знают, что должно быть. Люди ищут ответ на вопрос "как?", идут наобум, впотьмах. И лишь 3% готовы к активным действиям".
По словам Игоря Водопьянова, проблемы бизнеса в России сейчас в том, что в стране приоритет стабильности, а вопросы развития мало кого интересуют.
Другая большая проблема — низкий КПД. "Мы пересчитали сотрудников компании, и оказалось, что из 1 тыс. человек 275 — это охранники. И уменьшить их число никак нельзя, — рассказал Игорь Водопьянов. — Получается, треть людей в компании просто сидит и смотрит вдаль".
В целом присутствовавшие в зале молодые предприниматели отмечали, что, несмотря на имена спикеров в Хельсинки, местные бизнесмены дали им гораздо больше как практических советов, так и вдохновения.