Музей, в котором ничего не видно

В Петербурге открылся интерактивный музей в темноте, где посетители на время почувствуют себя слепыми.

Интерактивный музей "Мир на ощупь" начинается со светлого холла со свежим ремонтом, где необычно выглядит только выпуклая полоса на полу — чтобы действительно незрячие посетители могли найти дорогу. Полоса ведет к двери, за которой начинается сам музей. Глаза на входе не завязывают, просто, зайдя внутрь, погружаешься в кромешную тьму. Пока длится ремонт в комнатах, имитирующих рынок и кафе, еще можно различить очертания стен, но на "автобусной остановке" темнота. Попав туда, начинаешь двигаться медленнее и вытягивать руки перед собой, боясь на что–нибудь наткнуться. Небольшой деревянный мостик на пути создает ощущение, что ты оказываешься на высоте пары этажей, хотя на самом деле от пола не выше метра. Сопровождающий группу посетителей администратор рассказывает, что некоторые незрячие определяют размер комнаты по эху щелчка пальцев. В темноте этот навык кажется полезным: обострившиеся ощущения не мешают врезаться в стены, которые вырастают впереди очень неожиданно.

Инвесторы и темнота

"Мир на ощупь" открылся на днях в ТЦ "Питерлэнд". В этом музее будут проводить экскурсии, корпоративные тренинги и квесты в темноте. Смысл затеи в том, чтобы показать посетителям, как ощущают этот мир слепые люди. Экскурсоводами будут незрячие — в компании 20 сотрудников с нарушениями зрения. Они проведут посетителей по комнатам, имитирующим автобусную остановку, рынок, кафе, рассказывая, как ориентируются слепые. Кафе будет настоящим, и гость, заказав еду или напиток, должен будет в темноте найти столик и расплатиться за заказ. Создатель проекта — Анатолий Мовшович, владелец петербургского агентства по организации праздников Show Company. По его словам, поиск инвестора занял 3 года, в итоге 80% средств предоставил Ленинградский Завод Металлоконструкций, около 20% составила субсидия комитета по труду и занятости на организацию рабочих мест для инвалидов. Объем вложений — около 12 млн рублей. Окупить их Анатолий Мовшович планирует за год при расходах около 1 млн рублей в месяц на зарплаты, аренду помещения площадью более 500 м2 и др. Основная аудитория музея, рассказывает владелец, — школьники, студенты, туристы, а также сотрудники компаний, для которых будут проводить тренинги.
Авторы последних отмечают, что в темноте стирается субординация, то есть не видно, кто начальник. Это помогает коллективу нестандартно подходить к решению тренинговых заданий.

От кафе до диалога

Похожий на "Мир на ощупь" проект есть в Москве — называется он "Диалог в темноте" и работает по франшизе немецкой компании. Автор идеи Андреас Хайнеке открыл свой первый неосвещенный музей во Франкфурте–на–Майне, затем начал продавать франшизу. Сейчас такие музеи есть в 14 странах. Зарабатывают они на бизнес–тренингах, где в темной комнате участники должны выполнить задачи, которые ставят слепые тренеры. Владельцы российского "Диалога в темноте" отмечали, что поначалу найти клиентов было сложно, но затем многие компании начали заказывать тренинги регулярно. В Петербурге до сих пор работал только один проект, рассчитанный на темноту, — ресторан Dans le noir? Его открыла в 2011 году сеть Sokos Hotels, купив франшизу у французской фирмы Ethik Investment. Концепция этих ресторанов во всем мире одинакова — в холле гости делают заказ, а ужинают в абсолютной темноте. "Такое кафе не наш конкурент, — уверяет Анатолий Мовшович. — Туда приходят поесть, у нас же социальный проект".
Конкурентами "Мира на ощупь" станут компании по организации тренингов (их в городе более 50), квест–румы и частные музеи. Последних в Петербурге около 30.