Петербургские бизнесмены нашли замену однодневным шоп-турам в Финляндию

Компании, организующие однодневные туры в Финляндию, теряют выручку и переключаются на трансферные услуги в аэропорты Суоми. Бизнесмены винят в сложившейся ситуации ослабление рубля.

Петербургские компании, которые специализируются на однодневных турах в Финляндию, рассказывают, что петербуржцы почти перестали ездить в Европу за покупками. Небольшой рост спроса сразу после введения санкций был нивелирован упавшим рублем, после чего компании потеряли еще больше клиентов. Тогда в соцсетях появились объявления о продаже автомобилей от мелких перевозчиков, которые признавались, что содержание активов приносит им только убытки, потому что выручка не позволяет окупать затраты на бензин и "зеленые карты".
Теперь эти компании выживают за счет других возможностей — например, переориентируются на доставку петербуржцев до финских аэропортов или возят их откатывать визу. В компании "Норд–вест", которая работает на этом рынке уже 10 лет, подтвердили, что с ослаблением курса рубля изменились цели клиентов, совершающих поездки в Финляндию. "Если до кризиса примерно 60% людей отправлялись в шоп–туры и 40% — для откатки визы, то теперь за покупками едут только 30% клиентов, а остальные 70% — только для того, чтобы отметить прохождение границы".

Дела все хуже

В Петербурге сейчас около 200 фирм, которые организуют пассажирские перевозки и шопинг–туры в Финляндию и Эстонию. В августе прошлого года объем этого рынка оценивался в 785 млн рублей. При этом за 2014 год пассажиропоток в Финляндию упал примерно на 14%, а в 2015 году, по данным Ростуризма, — еще на 30%. В Эстонию с начала 2015 года выехали на 20% меньше россиян, чем за тот же период прошлого года. В компании "Автолайнен" рассказали, что из–за кризиса продажи билетов на шоп–туры сократились в 2–3 раза: "Раньше это было одним из основных направлений работы в нашей компании, сейчас оно почти умерло". Теперь здесь также делают ставку на услуги трансфера. "Перелеты внутри Евросоюза все еще часто обходятся дешевле, чем прилет из Европы в Россию. Поэтому пассажиры предпочитают добираться из аэропорта в Финляндии до Петербурга на автобусах", — объясняют в компании.
О сокращении пассажиропотока отчитываются почти все компании, но больше пострадали те, кто специализировался именно на шопинг–турах и имел соответствующую базу клиентов. Те же, кто возил всех подряд, потеряли не так много пассажиров.
Например, Галина Жаркова, старший менеджер фирмы TransGold, рассказывает, что по сравнению с прошлым годом поток клиентов в компании сократился всего на 5%. А в компании "Вираж" отметили, что по сравнению с прошлым годом количество клиентов сократилось в 5 раз. "Дела обстоят плохо и становятся все хуже и хуже", — сетует представитель компании.

Сколько за сыр

Елена Дешпит, сооснователь компании Pochta.fi, считает, что именно компании, которые работали в приграничных зонах сразу на два рынка — российский и европейский, пострадали от кризиса первыми.
"Введение санкций, а также взлеты и падения валюты заставили людей задуматься о своих потребностях и затратах. Люди начали более осознанно подходить к тратам, думать о долгосрочных вложениях больше, чем об удовлетворении сиюминутных желаний, — рассуждает Елена Дешпит. — Все мы помним, как в конце прошлого года скупили всю технику, автомобили и квартиры, и в то же время сократилось желание ездить в Финляндию за продуктами".
Она отмечает, что многие фирмы, которые занимались пассажироперевозками на этом направлении, вынуждены были резко сократить количество поездок.Нельзя не отметить и тех предпринимателей, которые возят через границу на частных автомобилях запрещенные продукты. Обычно это владельцы маленьких интернет–магазинов, которые не имеют складов и ездят за продуктами, уже получив заказ. Их также стало заметно меньше (по разным оценкам, на 15–30%) — дороговизна санкционного сыра многих заставила вовсе от него отказаться. Однако таких бизнесменов в Петербурге все еще десятки. "Ни для кого не секрет, что все мы возим из Финляндии контрабанду. За счет этого и выживаем: есть те, кто не хочет отказываться от запрещенных продуктов, а иначе их теперь купить нельзя", — рассказал один из собеседников "ДП".