Редактор "ДП" Лилия Агаркова - о личных впечатлениях от поездки в Крым.
К поездке в Крым специально не готовилась, полетела туда спонтанно — приятно удивляли цены на билеты, их настойчиво показывали во всех социальных сетях. Наверное, именно цена на билеты сделала Крым очень привлекательным для отдыхающих — аэропорт Симферополя сегодня принимает до 12 рейсов в день из Москвы и до пяти–шести из Петербурга. Наш самолет был заполнен в основном пожилыми женщинами в ностальгических соломенных шляпках и молодыми семьями с детьми, причем не только годовалыми и грудными, как обычно, но и младшего школьного возраста — их везли на отдых, видимо, уже изучив приказ Путина о плавающем начале учебного года.
На обратном пути пожилые дамы втаскивали в салон самолета невероятное количество ручной клади: фрукты и ягоды в ящиках, банки и бутылки и даже картины крымских художников. Почти как в аэропорту Милана в разгар эпохи шоп–туров — оттуда, правда, тащили сыры и салями из миланских супермаркетов. Аэропорт в Симферополе компактный, современный, удобно спланированный, с оригинальным дизайном кресел для пассажиров в залах ожидания. Несмотря на скопление пассажиров московских рейсов, следующих один за другим, толчеи и неразберихи там не было — все распределялось на потоки быстро и толково. Разочаровал только скудный ассортимент в сувенирных магазина — собственно, кроме чая из крымских трав и варенья из лепестков роз, там ничего не продавалось. Еще сладости типа турецких и открытки с двумя портретами: Хрущева и надписью "Крым сдал" и Путина с надписью "Крым принял".
В Симферополь прилетели ночью, и такси, по договоренности, за два с половиной часа домчало нас до нужного пункта, аренда машины стоила всего 3 тыс. рублей, нас, попутчиков было четверо, и заплатили мы меньше тысячи рублей с человека. Официальное такси в Симферополе стоит 73 рубля за километр, и такая поездка могла обойтись в 11 тыс. рублей. Но троллейбус в городе до автовокзала ходит круглосуточно, и уже оттуда автобусы идут во все уголки Крыма. Однако в наш уголок автобусы ходили только дважды в день, что было неприемлемо.
Юго–Западная часть Крыма, что в 60 км от Евпатории, где довелось провести неделю, поразила огромными пустынными пространствами — выгоревшая степь и дорога, по которой редко навстречу пробежит какой–нибудь автомобиль. Можно ехать 20 минут и не увидеть встречной машины. Пробки собираются только в Симферополе и Евпатории —городах преимущественно унылой советской застройки. Нет садов, полей, виноградников, нет АЗС вдоль трассы, придорожных кафе и магазинов. Но говорят, что в других направлениях с этим получше. А здесь, мол, правда ничего нет. И людей нет. Колхозы развалились, хозяйств нет, производств нет, работать негде. Но предприниматели, с которыми удалось поговорить, с воодушевлением рассказывали о том, что эпоха бандитизма, которую они связывали с правлением Януковича, закончилась и теперь они ждут только хорошего.
В этой части Крыма работают несколько бизнесменов, которые так или иначе связаны с Петербургом. Они с энтузиазмом развивают экологические проекты и надеются на то, что города соединят бизнес и гуманитарные мосты, что, в свою очередь, даст возможность развитию туристической инфраструктуры: на побережье появятся привычные рестораны, спа–центры и прогулочные кораблики.