Китайская загадка

Петербург в этом году испытал наплыв китайских туристов, особенности поведения которых приводят в замешательство бывалых специалистов по туризму.

Специалисты рынка въездного туризма еще не успели прийти в себя после того, как от поездок в Россию отказались западные путешественники, а номера в отелях и места в туристических автобусах уже начали заполнять гости из Поднебесной. По данным Ассоциации туроператоров России, за первое полугодие 2015 года Петербург посетили 18 127 китайских туристов, рост по сравнению с тем же периодом прошлого года составил 252%.
Принимающие компании и отельеры выдохнули (спрос есть, номера не пустуют) и принялись за работу. Но тут выяснилось, что китайский турист не так прост.

Душа — потемки

Китайские туристы экономят на размещении и общей стоимости турпакета. "Как правило, они бронируют недорогие отели и минимальное количество экскурсий: обычно это Эрмитаж, Петергоф, Пушкин", — уточняет Людмила Кудрявцева, директор туристической компании "Балтик Трэвэл Компани". Наряду с экономностью китайские туристы еще и достаточно притязательны и требовательны. Им непонятно, как в гостинице может не быть той или иной услуги, как может не быть воды в экскурсионном автобусе. "Китайские туристы, например, требуют китайских гидов, причем не русских, выучивших китайский язык, а именно китайцев. Для них это важно", — говорит Ольга Ковалевич, руководитель департамента по въездному туризму турфирмы "Алеан".
"Китайские туристы предпочитают готовить еду в номере, даже если это запрещено правилами отеля, также у них присутствует нежелание мыться в ванной, для этого они используют пол в ванной комнате", — рассказывают об особенностях китайских постояльцев в пресс–центре "AZIMUT Отель Санкт–Петербург".
Еще эксперты отмечают, что китайцы не слишком самостоятельны и передвигаются исключительно группами в сопровождении гида. Что, в общем–то, понятно. Западный турист сможет как–то разобраться в городе, где появилась уже кое–какая информация на английском, да и объясниться он, скорее всего, сможет. У китайского туриста такой возможности нет: на китайском ему никто на улице ничего не скажет, а изъясняться на английском и уж тем более на русском большинство гостей из Китая пока не готово. Что касается ресторанов, то одни специалисты по туризму говорят, что китайские путешественники питаются исключительно в бюджетных ресторанах национальной кухни, другие утверждают, что туристы из Азии уже пресытились ею дома.
Удивительная же особенность азиатского туриста при изначальном желании сэкономить на турпакете и экскурсиях состоит в готовности тратить много денег внутри страны на личные покупки.

Бомба замедленного действия

Почти одновременно с китайскими путешественниками на туристическом рынке появились консультанты, которые захотели подзаработать на китайской волне. Специалисты проекта China Friendly, организованного компаниями "Мир без границ" и "Маркетинг Выставки Консалтинг", предлагают участникам туристического рынка помощь в том, чтобы адаптироваться под новых клиентов. Пока к проекту присоединились только отели — 16 гостиниц из Москвы и две из Петербурга.
На днях замглавы Ростуризма Сергей Корнеев сообщил, что в 2014 году туристы из Китая принесли бюджету РФ около $1 млрд. Это должно радовать отечественный турбизнес, однако не все специалисты смотрят на сложившуюся ситуацию с оптимизмом. "В этом году количество китайских туристов выросло в 2 раза. Но конкуренция очень велика. Компаниям приходится демпинговать. Возможно, это бомба замедленного действия, и желание уступить в цене может просто задушить этот рынок", — говорит Людмила Кудрявцева.