В петербургском ЛДПР меняется руководство

Максим Долгополов, председатель Фонд содействия инновационной деятельности "Идея. Инвестиция. Инновация".

В петербургском отделении ЛДПР — смена руководителя. Место депутата Законодательного собрания Максима Яковлева займет бизнесмен Максим Долгополов, ранее уже пытавшийся пробраться в политику через "Правое дело" и "Единую Россию".

Руководителя координационного совета петербургского ЛДПР, председателя бюджетно-финансового комитета Законодательного собрания Максима Яковлева сняли с партийной должности. Хотя случилось это внезапно, сам Максим Яковлев говорит, что для него это решение не стало неожиданностью, так как несколько недель назад он обсуждал его с Владимиром Жириновским.
Максим Яковлев причину объяснил тем, что он уже второй срок занимает должность руководителя, а по уставу партии больше двух сроков он находиться на этом посту не может. Однако, говорит он, замена предполагалась в в январе-феврале 2016 года — за год до думских и парламентских выборов. Но из-за переноса выборов на сентябрь перенесли и выборы нового руководства, говорит депутат. Отделение он возглавлял с 2011 года. Интересно, что в уставе ЛДПР не сказано о том, что координатор регионального отделения не вправе занимать должность более двух сроков подряд, — такое положение касается лишь глав первичных отделений.
Источники в партии говорят, что вместо Максима Яковлева новым руководителем координационного совета станет Максим Долгополов, которого продвигает лично Владимир Жириновский. Заново также предстоит переизбрать и весь Координационный совет.
Впрочем, странно, что плановую замену не просто перенесли, но провели ее молниеносно. Похоже, она стала сюрпризом для партийцев. "Это решение Высшего совета партии", — говорит зампредседателя петербургского отделения ЛДПР Сергей Тихомиров. О причинах он только гадает: "Решения мы еще не видели. Возможно, это как-то связано с усилением партийного отделения". Примечательно, что Сергей Тихомиров не смог сказать даже, является ли Максим Долгополов вообще членом ЛДПР. Все вопросы он предложил адресовать Владимиру Жириновскому.
Сам Максим Долгополов сообщил, что комментировать назначение пока не готов: "Если доверят ответственный пост, буду рад и постараюсь оправдать возложенные надежды", — лишь сказал он. На вопрос, когда он вступил в партию, Долгополов предпочел не отвечать.
Максим Долгополов — известный бизнесмен, владелец холдинга "ЗЕФС", компании которого занимаются и девелопментом, и сдачей в аренду коммерческих площадей, и предоставлением охранных услуг, и разработкой программного обеспечения, и многим другим. Он занимается и другими сферами бизнеса: так, недавно dp.ru писал о том, что акционеры аптечной сети "Петрофарм" отсудили у него контрольный пакет акций компании, которые он приобрел год назад.
В его биографии есть интересные детали. В 2009 году Долгополов был задержан в ОАЭ по подозрению в причастности к убийству Сулима Ямадаева. Он находился под стражей более недели, но был выпущен без последствий. А в позапрошлом году ЗЕФС установил в технопарке СПбНИУ ИТМО памятник Стиву Джобсу в виде айфона — и через несколько месяцев демонтировал его, сославшись на то, что глава Apple Тим Кук объявил о своей гомосексуальности.
Фигура Максима Долгополова хорошо известна и в политических кругах Петербурга. 4 года назад он пытался возглавить петербургское отделение партии "Правое дело", попытавшись инициировать раскол и занять место предыдущего лидера Сергея Цыбукова. В результате федеральное руководство партии, которую тогда возглавлял еще Михаил Прохоров, распустило отделение и сформировало руководящие органы заново.
Попыток пойти в политику бизнесмен, однако, не оставлял. До "Правого дела" он занимался проектами "Единой России" и на выборах в петербургское Законодательное собрание 2011 года пошел кандидатом от этой партии. Баллотировался Максим Долгополов в Приморском районе, проиграв Марине Шишкиной. Его кампания запомнилась скандалами: во время одного из выступлений охранники кандидата толкнули пенсионера и якобы сломали ему руку; позже, по рассказу членов ТИК №28, он угрожал им, ворвавшись в помещение. Тогда же, во время кампании, появился компромат о том, что в 1996 году в отношении Долгополова было заведено уголовное дело.
Максим Долгополов все объяснял провокациями и происками конкурентов, но, так или иначе, черный пиар утопил его как кандидата.
ЛДПР в Петербурге не может похвастаться большим количеством ярких фигур. Депутаты ЗС от партии — не самые публичные люди. Самый известный партиец Константин Сухенко, который выдвигался на выборы губернатора год назад, теперь работает председателем комитета по культуре. Кстати, после того как он ушел в кресло чиновника, по указанию руководства партии 20 человек вычеркнули себя из партсписков, чтобы согласно очереди мандат Сухенко получила его помощница Анна Евстигнеева. Что говорит о сильной партийной дисциплине.
БФК Максим Яковлев возглавил в апреле этого года, после ухода Константина Сухенко. До этого он был руководителем партийной фракции — этот пост занял Евгений Медведев. И теперь под вопросом теоретически может оказаться и его руководство важнейшим комитетом парламента.
Усиление ЛДПР перед выборами скорее формальный повод: успех этой партии исторически определяется фигурой Владимира Жириновского, электорат небольшой, но преданный, так что с этой точки зрения не играет большой роли, кто конкретно будет управлять отделением. В конце концов, с Максимом Яковлевым во главе ЛДПР вполне благополучно прошла предыдущую кампанию 2011 года, набрав на выборах в ЗС 10,88%, а на выборах в Госдуму — 10,3%.
Де-факто, как утверждают знакомые с положением дел источники, петербургское отделение по-прежнему контролирует Денис Волчек, экс-депутат ЗС, а ныне — Госдумы. Несколько лет назад СМИ называли и его, и Максима Яковлева людьми, близкими к покойному криминальному авторитету Константину Яковлеву. Вполне возможно, выдвигают версию эти источники, Максим Яковлев перестал устраивать Дениса Волчека — например, мог попытаться выйти из-под контроля или недостаточно хорошо учитывал интересы патрона при отстаивании поправок в парламенте. Во всяком случае, пролоббировать кандидатуру Максима Долгополова в Москве явно должен был кто-то из Петербурга. Однако сам Денис Волчек тоже говорит, что это решение высшего совета ЛДПР, а о причинах он не в курсе.