Как вычислить паршивую овцу

Автор фото: PhotoXPress

Корреспондент Анастасия Жигач — о том, как вычислить паршивую овцу.

Противные люди есть в каждой профессии и в любой стране, думает Роберт Саттон. Все они одинаковы: невыносимо бесят вас и унижают других. В общем, мешают жить. Именно поэтому надо время от времени проводить "аудит козлов", считает Роберт Саттон. И даже учит, как это делать. В своей новой книге "Не работайте с м*даками" издательства "Манн, Иванов и Фербер".
Насчет степени табуированности слова на букву "м" есть разные мнения, например, в книге оно "запикано" только на обложке и употребляется на каждой странице по несколько раз, но мы, чтобы не травмировать ничей слух, постараемся заменять его эвфемизмами.
Нетолстая книжка о том, кто такие козлы и почему они портят чужую производительность, не стала откровением для бизнес–читателей. Как максимально сократить ущерб, который эти нехорошие люди причиняют вам и вашей компании, в общем–то, понятно уже из названия. Чтобы повеселить читателей, автор, впрочем довольно серьезно и обстоятельно, приводит кучу статистики и даже делит объектов своего исследования на категории, приводит тесты, которые помогают выяснить, можете вы называть другого этим словом или нет. Для этого в книге есть "грязная дюжина" самых распространенных поступков "м" и математическая модель "козлометра".
В книге довольно много примеров по теме, есть и истории с участием громких имен и ярких брендов, жаль, что только иногда среди них попадаются по–настоящему интересные факты. Например, про посла США в ООН или про Курта Воннегута. Есть даже душераздирающая метафора про то, чем герои книги похожи на бабуинов из Отряда Мусорной Свалки.
Так вот, по мнению Саттона, такую паршивую овцу надо увольнять даже в том случае, если она делает 70% продаж компании. Потому что, как только он уйдет, остальные сотрудники вздохнут с облегчением и наконец начнут продавать.
И предупреждает: придурки размножаются как кролики. Поэтому самое опасное, что вы можете сделать, это допустить, чтобы хотя бы один козел оказался в HR–отделе. Потому что в этом случае в довольно скором времени вы получите в компании стадо козлов по образу и подобию менеджера по найму.
Заглавное правило книжки действует не только на сотрудников корпорации, но и на клиентов. "Если они начинают нести всякую хрень, гоните их прочь" — краткая инструкция на этот счет. По–настоящему интересным во всем опусе Саттона, пожалуй, можно назвать только одну главу — о том, почему в самых эффективных на рынке компаниях люди умеют спорить. Не с другими компаниями, а сами с собой, внутри офиса. Вот как, например, спорят в Intel: "Противоречь, а потом согласись". Это автор ведет мысль к тому, что убирать из компании всех паршивых овец необязательно: надо, чтобы люди умели постоять за себя в случае конфликта. Но конфликт должен быть творческим и цивилизованным.
Более того, автор книги в некоторых случаях призывает оставить в офисе одного или двух отвратительных персонажей, чтобы остальные поступали от противного — так, как надо.
И ссылается на психолога Роберта Чалдини, который убедительно доказывает: для исполнения обществом социальных норм в стаде не зря принято держать одну–двух паршивых овец. А если у вас идеальный офис (тогда зачем вы это читаете, вот вопрос), Саттон советует принять на работу хотя бы одного козла. Держать его надо на привязи, что значит не давать ему повышений.
В процессе чтения становится понятно, почему эта книга существует. У автора наболело. Все статистические выкладки, иногда за уши притянутые, а иногда просто странные исследования призваны доказать очевидное: козлов много, они вокруг нас. Помилуйте, мы в России и так смутно об этом догадывались.