Корреспондент Анастасия Жигач — о том, как вычислить паршивую овцу.
Противные люди есть в каждой профессии и в любой стране, думает Роберт Саттон. Все они одинаковы: невыносимо бесят вас и унижают других. В общем, мешают жить. Именно поэтому надо время от времени проводить "аудит козлов", считает Роберт Саттон. И даже учит, как это делать. В своей новой книге "Не работайте с м*даками" издательства "Манн, Иванов и Фербер".
Насчет степени табуированности слова на букву "м" есть разные мнения, например, в книге оно "запикано" только на обложке и употребляется на каждой странице по несколько раз, но мы, чтобы не травмировать ничей слух, постараемся заменять его эвфемизмами.
Нетолстая книжка о том, кто такие козлы и почему они портят чужую производительность, не стала откровением для бизнес–читателей. Как максимально сократить ущерб, который эти нехорошие люди причиняют вам и вашей компании, в общем–то, понятно уже из названия. Чтобы повеселить читателей, автор, впрочем довольно серьезно и обстоятельно, приводит кучу статистики и даже делит объектов своего исследования на категории, приводит тесты, которые помогают выяснить, можете вы называть другого этим словом или нет. Для этого в книге есть "грязная дюжина" самых распространенных поступков "м" и математическая модель "козлометра".
В книге довольно много примеров по теме, есть и истории с участием громких имен и ярких брендов, жаль, что только иногда среди них попадаются по–настоящему интересные факты. Например, про посла США в ООН или про Курта Воннегута. Есть даже душераздирающая метафора про то, чем герои книги похожи на бабуинов из Отряда Мусорной Свалки.
Читайте также:
Книги
Рецензия на книгу "Делай меньше" Фергуса О`Коннела
Так вот, по мнению Саттона, такую паршивую овцу надо увольнять даже в том случае, если она делает 70% продаж компании. Потому что, как только он уйдет, остальные сотрудники вздохнут с облегчением и наконец начнут продавать.
И предупреждает: придурки размножаются как кролики. Поэтому самое опасное, что вы можете сделать, это допустить, чтобы хотя бы один козел оказался в HR–отделе. Потому что в этом случае в довольно скором времени вы получите в компании стадо козлов по образу и подобию менеджера по найму.
Заглавное правило книжки действует не только на сотрудников корпорации, но и на клиентов. "Если они начинают нести всякую хрень, гоните их прочь" — краткая инструкция на этот счет. По–настоящему интересным во всем опусе Саттона, пожалуй, можно назвать только одну главу — о том, почему в самых эффективных на рынке компаниях люди умеют спорить. Не с другими компаниями, а сами с собой, внутри офиса. Вот как, например, спорят в Intel: "Противоречь, а потом согласись". Это автор ведет мысль к тому, что убирать из компании всех паршивых овец необязательно: надо, чтобы люди умели постоять за себя в случае конфликта. Но конфликт должен быть творческим и цивилизованным.
Более того, автор книги в некоторых случаях призывает оставить в офисе одного или двух отвратительных персонажей, чтобы остальные поступали от противного — так, как надо.
И ссылается на психолога Роберта Чалдини, который убедительно доказывает: для исполнения обществом социальных норм в стаде не зря принято держать одну–двух паршивых овец. А если у вас идеальный офис (тогда зачем вы это читаете, вот вопрос), Саттон советует принять на работу хотя бы одного козла. Держать его надо на привязи, что значит не давать ему повышений.
В процессе чтения становится понятно, почему эта книга существует. У автора наболело. Все статистические выкладки, иногда за уши притянутые, а иногда просто странные исследования призваны доказать очевидное: козлов много, они вокруг нас. Помилуйте, мы в России и так смутно об этом догадывались.