Новая функция позволит интернет-магазинам продавать свои товары через соцсеть и значительно упростит жизнь малому бизнесу. Ранее холдинг Mail.Ru Group, в который входит "ВКонтакте", уже запускал похожие проекты, но они были закрыты из-за низкой популярности. Однако сейчас команда "ВКонтакте" решила всерьез заняться развитием интернет-торговли.
Социальная сеть
"ВКонтакте"
запустила сервис витрин, который позволит владельцам интернет-магазинов создавать в своих сообществах специальные каталоги с описаниями и фотографиями товаров. В группах появится новый раздел "Товары", в который можно будет добавить описание магазина, указать регионы доставки и контактное лицо. После этого у владельцев торговых сообществ появится возможность создать карточки товаров с описанием и фотографиями и объединять их в подборки.
Посетители сообществ смогут просматривать эти подборки на главной странице группы. Для покупки определенного товара им необходимо будет связаться с владельцем сообщества и договориться об оплате и других деталях сделки. Планов монетизировать сервис, по словам представителей соцсети, пока нет — функция будет бесплатной, как для продавцов, так и для покупателей. В отношения между продавцами и покупателями соцсеть вмешиваться не будет "Обо всех деталях, в том числе и об оплате, они уже договариваются самостоятельно, в личной беседе или каким-то иным образом", — заверили представители "ВКонтакте".
"В последние несколько лет мы наблюдаем бурное развитие электронной коммерции. Все больше пользователей совершают покупки в интернете, в том числе и в социальных сетях, поэтому сегодня мы запускаем тестирование самого востребованного формата — товарной витрины в сообществах. Мы создаем новую платформу, при помощи которой малые и средние магазины смогут получить доступ к многомиллионной аудитории "ВКонтакте"", — объяснил запуск нового сервиса операционный директор компании Андрей Рогозов.
Сейчас сервис работает в режиме тестирования и доступен только нескольким крупнейшим торговым сообществам. В будущем "ВКонтакте" планирует сделать его доступным для всех интернет-магазинов. По оценкам компании, сейчас в соцсети работают более 100 тыс. торговых сообществ.
Одним из первых тестеров нового сервиса стал калининградский магазин аксессуаров и украшений для мужчин "Борода". По словам владельца магазина Владимира Зимина, функционал нового инструмента достаточно удобный, как для них, так и для покупателей, но есть и недостатки. "Лично для нас не хватает кнопки "Купить", которая вела бы сразу на страницу товара в нашем интернет-магазине. Еще не очень удобно, что при нажатии на кнопку "Связаться с продавцом", открывается диалог с одним контактным лицом, который в этот момент может быть не в сети. А у нас не считая меня, работает еще три менеджера", — рассказал он.
В сервис можно добавить дополнительные функции, но тогда, по мнению Зимина, но в таком случае группы соцсети превратятся в настоящие интернет-магазины. "Не уверен, что "ВКонтакте" нужна такая нагрузка, а также, надо ли это пользователям, ведь они привыкли получать через соцсеть информацию, рекламу, а уже потом переходить по ней в интернет-магазин. Однако есть группы, у которых нет внешнего сайта магазина. Таким захочется большего функционала: например, возможности принимать оплату".
Основатель компании по продаже термокружек Extrashot Михаил Бобровников тоже уверен, что новый сервис упростит работу для многих компаний, которые занимаются продажами через "ВКонтакте". "Мне на старте не хватало такой возможности, поэтому я думаю, это упростит процесс старта для тех, кто только задумывается о своем интернет-магазине. Но они немного затянули с этим вопросом, я ждал этого от них еще раньше", — говорит он.
Сам предприниматель будет оформлять витрину своего магазина позже, он решил подождать, когда администрация соцсети закончит работы по усовершенствованию сервиса.
Новый сервис будет очень полезен для представителей малого бизнеса, считает руководитель Академии интернет-бизнеса Евгения Белова. "Малый бизнес использует аккаунты в соцсетях как альтернативные площадки для обработки заказов, которые не связаны друг с другом", — пояснила она. Представители малого бизнеса, по ее словам, относятся к "ВКонтакте" очень лояльно и активно используют ее для продажи своих товаров. Сервис витрин делает этот процесс только удобнее, уверена Белова.
Однако к существенным изменениям на рынке интернет-торговли это не приведет, считает эксперт, потому что электронные платежи в сфере e-commerce в России не достаточно развиты. В ближайшиее лет пять лидерство, по мнению Беловой, останется за крупными интернет-ретейлерами.
В Ozon.ru, с которым "ВКонтакте" в 2010 году делал совместный проект социальных покупок "Желания", сообщили, что тогда сервис был "весьма инновационным и, возможно, опережал время". "Принято считать, что социальные сети не для продаж, а для общения и развлечения. Но сегодня роль социальных сетей становится больше, поэтому любые варианты для изменения традиционного паттерна пользователей хороши. Особенно учитывая тот факт, что сегодня e-commerce родолжает рост, количество покупателей и онлайн-магазинов увеличивается", — сказали представители интернет-магазина. Евгения Белова, в свою очередь, отметила, что процент российских пользователей, которые пользуются электронными переводами и оплачивают товары онлайн, в настоящее время очень маленький.
Интеграция интернет-торговли
Соцсеть в последнее время активно работает над созданием комфортных условий для интернет-магазинов. На прошлой неделе холиднг Mail.Ru Group, в который входят "ВКонтакте" и "Одноклассники", совместно со Сбербанком запустил сервис для оплаты услуг и товаров интернет-магазинов через соцсети. Аккаунт привязывается к банковской карте, что позволяет клиенту расплачиваться без ввода реквизитов, достаточно авторизоваться в соцсети и ввести 3D-secure-пароль для подтверждения платежа. Однако эксперты и игроки рынка считают, что клиенты сервиса рискуют потерять свои деньги, так как учетные записи в соцсетях все еще слабо защищены.
Сейчас команда "ВКонтакте" исследует дальнейшие возможности развития платформы по интеграции всех звеньев интернет-торговли, но о конкретных планах говорить пока не готовы. "Наши планы могут быть скорректированы. Сейчас мы держим руку на пульсе и анализируем потребности аудитории", — заявили представители соцсети.
Прошлые попытки Mail.Ru Group выйти на рынок электронной коммерции
Это не первая попытка Mail.Ru Group выйти на рынок электронной коммерции. Так, в 2010 году "ВКонтакте" запустила совместный с интернет-магазином Ozon.ru проект социальных покупок "Желания". Пользователь соцсети могли выбраты в магазине товар и добавить его в "Список желаний", который отображался в профиле, а его друзья могли частично или полностью оплатить товар, отправляя деньги со своего персонального счета в платежной системе "ВКонтакте". В 2011 году проект закрыли из-за низкой популярности.
Через год после этого "ВКонтакте" сделала API для создания в приложениях полноценных интернет-магазинов, через которые товары можно было оплачивать не только голосами соцсети, но и с помощью платежных систем и пластиковых карт. При этом никакой комиссии за продажи "ВКонтакте" не взымала.
"Одноклассники" в 2013 году тоже
запускали
сервис, позволяющий интернет-магазинам продавать свои товары через сообщества соцсети. Предлагать свои товары могли как крупные ретейлеры, так и частные лица, а пользователи могли сразу оплатить товар. "Одноклассники" получали 3%, но не менее 500 рублей в месяц от оплаченных заказов. Через год этот сервис тоже был закрыт из-за низкой популярности.