Почта пошла ва–банк

СПб. ВТБ и "Почта России" объявили о создании Почтового банка. Его главное конкурентное преимущество — сеть отделений, которая может обеспечить быструю экспансию.

Лето–банку, "дочке" ВТБ, в создаваемом банке будет принадлежать контрольный пакет (50% плюс 1 акция). Банковские офисы будут открываться на базе отделений "Почты России" (насчитывает 42 тыс. отделений), Лето–банк получит право операционного контроля за бизнесом. Первые отделения Почтового банка начнут работу в Москве в октябре.

Масштабные планы

Почтовый банк будет розничным банком, его клиентская база в перспективе может составить 20 млн человек, половина которых — пенсионеры. Средний размер кредита составит 110 тыс. рублей.
Как передает ТАСС слова главы ВТБ Андрея Костина, к 2025 году кредитный портфель Почтового банка достигнет 418 млрд рублей, депозитный — 577 млрд рублей. ВТБ планирует вложить в проект 16 млрд рублей. Ожидается, что к 2023 году Почтовый банк выйдет на прибыль 20 млрд рублей.
"Быстрый рост активов банка вполне возможен за счет, во–первых, существенных вливаний в капитал (около 30–40 млрд рублей в течение ближайших 10 лет), а во–вторых, максимального использования имеющихся в распоряжении "Почты России" точек, которые могут начать работать достаточно быстро — нужна лишь оперативная подготовка персонала, а также вложения в оборудование и софт", — считает аналитик инвестиционного холдинга "Финам" Антон Сороко.

Серьезный конкурент

Создаваемый банк составит конкуренцию другим госбанкам. Однако Почтовому банку придется поработать над своей репутацией и кадрами, чтобы переломить сложившиеся стереотипы о работе почты.
"Почтовый банк будет конкурировать с такими игроками, как Сбербанк и Россельхозбанк, так как у них будет пересекаться сеть и клиентская база. Плюсы нового игрока очевидны: сейчас сеть "Почты России" есть даже там, где нет никаких банков, — замечает Наталья Пшеничкина, директор департамента розничного бизнеса Локо–Банка. — Возможно, новая структура составит конкуренцию тем банкам, которые сейчас связывают с госресурсом".
"Почтовый Банк может быть уникален тем, что его отделения уже есть по всей России, такого охвата нет ни у кого. Полагаю, что его капитал должен быть около 200–300 млрд рублей, то есть сравнимым с Альфа–Банком, "ВТБ 24", — согласен генеральный директор компании "Фаст Финанс" Дмитрий Коршунов.
По его оценке, в первые годы работы банк может рассчитывать на 3–4%–ную долю рынка, основным его конкурентом будет Сбербанк, поскольку консервативное пожилое население, которое является основной целевой аудиторией, не склонно приобретать новые услуги, особенно банковские.