Автобусный компромисс

Смольный отказывается компенсировать убытки перевозчиков за счет повышения тарифа. Но может запустить свои коммерческие маршруты.

В процессе формирования бюджета одной из самых горячих тем стала цена проезда в городском транспорте.
Председатель комитета финансов Петербурга предлагает поднять стоимость разовой поездки до 40 рублей в метро и до 35 в наземном транспорте. Такое повышение покроет большую часть затрат перевозчиков и позволит сэкономить на субсидиях из городского бюджета и не наращивать его дефицит. Но с этим не согласен вице–губернатор Игорь Албин, который опасается, что резкое повышение стоимости проезда на 25–30% вызовет недовольство горожан.
Компромиссом между ростом тарифа и экономией на субсидиях может стать запуск коммерческих маршрутов смольнинским ГУП "Пассажиравтотранс".

Прямые затраты

Сегодня субсидии города не покрывают даже прямых затрат "Пассажиравтотранса". "Самые крупные статьи затрат у нас: заработная плата и страховые взносы (54% от общей суммы), а также топливо (15%). При этом субсидии из бюджета покрывают лишь 50% расходов", — отмечает гендиректор ГУПа Андрей Лызин.
Стоит отметить, что ГУП, в отличие от частных перевозчиков, почти не тратит собственные средства на подвижной состав — автобусы закупаются преимущественно за счет городского бюджета. Однако они тоже требуют обслуживания, и эксплуатационные расходы городского перевозчика растут не меньше, чем у частных компаний.
Вся техника хоть и отечественного производства, но на 85% состоит из импортных комплектующих. Из–за девальвации рубля запасные части подорожали на 55% с начала текущего года, подсчитали в компании "Питеравто". Плюс к этому перевозчики заявили о росте стоимости топлива почти на 30%.
В результате только из–за увеличения ключевых прямых расходов — на топливо и запчасти — себестоимость перевозок с начала 2015 года возросла на 21%. А в перспективе перевозчикам, прежде всего частным, придется повышать еще и зарплату водителям.
Водительский штат частных компаний примерно наполовину укомплектован мигрантами, а после девальвации рубля и ужесточения миграционного законодательства интерес жителей Средней Азии к работе в РФ заметно поубавился, и число вакансий в автопарках начало расти.
Крупные компании стали наращивать расходы на подготовку водителей из числа местных жителей. Например, "Питеравто" запускает этой осенью собственную автошколу по подготовке водителей категории D.

На чем экономят

Помимо прямых затрат, непосредственно связанных с обслуживанием маршрутной сети, перевозчикам надо вкладываться в развитие инфраструктуры: автопарки, рембазы. Именно на этих статьях расходов перевозчики сейчас очень сильно экономят. Собственные инвестиционные источники частных перевозчиков и средства адресно–инвестиционных программ из бюджета Петербурга не позволяют в полной мере ликвидировать последствия морального устаревания инфраструктуры. "Мы, конечно, занимаемся ремонтом, но в гораздо меньшем объеме, чем требуется", — сетует Андрей Лызин.

Золотая середина

Бюджетные субсидии частным перевозчикам в 2016 году планируется урезать до минимума. Взамен им дадут полную свободу в тарифообразовании на коммерческих маршрутах. Это позволяет сделать вступающий в силу с начала 2016 года новый федеральный закон о городском пассажирском транспорте.
Предполагается, что доходами от коммерческих маршрутов частники будут компенсировать убытки по субсидируемым — социальным маршрутам. В этом году Смольный уже позволил частным компаниям повысить тариф на коммерческих маршрутах на 14%, до 40 рублей, но это не компенсировало полностью затраты перевозчиков. "В данных условиях необходимо повышение стоимости проезда до 45–50 рублей", — подсчитали в "Питеравто".
Кстати, новый закон не запрещает зарабатывать на коммерческих маршрутах и смольнинскому ГУП "Пассажиравтотранс".
Впрочем, как заявили в "Пассажиравтотрансе", пока такая возможность не рассматривается и не обсуждается. Но появление в его сети коммерческих маршрутов может стать для города неплохим выходом из сложившейся ситуации.