Какое слово описывает состояние дел в российской экономике

Автор фото: Коммерсант

Журналист Игорь Шнуренко рассуждает о том, какое слово подходит для описания состояния экономики России.

В Грузии, когда говорят о мафии, не используют это итальянское слово. Говорят по–русски: чиновники.
Не знаю, почему грузины пользуются русским словом — может быть, для того, чтобы подчеркнуть, что эти самые "чиновники" имеют мало отношения к народу. Однако русские, конечно, тут ни при чем. То, что Грузия за четверть века независимости осталась без экономики, что оттуда бежит молодежь, — заслуга касты людей вполне грузинской национальности.
У русских нет спасительного иностранного слова, которое позволило бы сохранить национальную гордость, объяснив при этом, почему наша экономика так оскорбительно слаба. Почему такая богатая страна так зависима от малейшего ветерка на мировых биржах, почему рубль служит в основном для перевода на Запад доходов от продажи ресурсов, почему за те же четверть века, что и грузины, мы разучились строить, придумывать, изобретать.
Конечно, для характеристики тех, кто нами правит, можно пользоваться старым добрым словом "номенклатура". Ведь, по сути, правящий класс — это по большей части потомки советских руководителей. Эти люди умеют, когда надо, менять все, чтобы в итоге не менялось ничего.
Последний раз такой фокус они проделали 15 лет назад, когда резко поменяли риторику. Заговорили о патриотизме, о великой истории России. При этом основы строя, то есть собственность олигархии, были сохранены. Новый поворот, при котором все осталось по–прежнему, назвали консерватизмом. У этой риторической школы есть своя идеология, свои газеты, даже свои философы. Они называют своих заказчиков элитой и рассуждают об инновациях.
Только непонятно, как можно придумывать что–то новое, если сами же чиновники все российское считают заведомо ущербным. Даже для того, чтобы управлять нефтяной трубой, приглашают иностранцев на фантастические зарплаты. Чиновники знают про себя все и поэтому, наверное, считают соотечественников неспособными и вороватыми.
Должно найтись какое–то слово для характеристики этой социальной группы, и хорошо бы, если бы это слово было печатным.