Почему россияне боятся сдавать свои вещи в аренду

Автор фото: Беликов Валентин

Соучредитель портала Uuhuu Семен Ласточкин рассказывает о том, как он пытался развивать в Петербурге сайт для аренды дорогих вещей, и объясняет, почему его проект закрылся спустя всего полгода после запуска.

В начале прошлого лета мы с партнером запустили в Петербурге сайт для аренды вещей, которые стоят дорого, но бывают нужны всего на несколько дней, — инструментов для ремонта, спортивных товаров, машин. Предложить вещь и назначить стоимость должен был ее владелец — как в случае с сервисами объявлений. На разработку потратили 800 тыс. рублей и начали строить планы по выходу на международный рынок — за рубежом такие порталы существуют давно.
После того как мы миновали стадию идеи, до запуска бизнеса прошел почти год, и было сложнее, гораздо сложнее, чем мы думали. Мы хотели создать удобный и простой сервис, несмотря на то что шеринг (обмен) у нас в стране пока не развит. И сложнее всего оказалось дать понять людям, что можно вот так взять и отдать в аренду свою собственную вещь. Россияне, как мы выяснили, боятся давать вещи незнакомым людям, даже если они получат за это деньги и вещь вернется в сохранности. Мы даже придумали систему залогов, которая замораживала бы стоимость товара на карте арендатора, пока он не вернется к владельцу. Но и это не помогло — тут мы отстаем от США на 5–7 лет.
В итоге от запуска до закрытия прошло всего полгода. До этого были тесты, которые не показывали положительных результатов, но мы все равно решили попробовать. Закрылись в тот момент, когда поняли, что люди просто не сдают свои вещи и нам почти нечего предложить арендаторам.
Настоящих случаев воровства было немного, но отчасти и потому, что "жил" проект недолго. Обычно такие люди оставляют неверные данные о себе при регистрации, и не всегда это можно проверить сразу. Юридически воровство доказать сложно, но именно для этого и придумали залоговую стоимость, на момент аренды она замораживалась. Беда в том, что это тоже многих отпугнуло — но уже арендаторов, которые не хотели "морозить" свои деньги.
Я бы не сказал, что на Западе такие сервисы благоденствуют. Там очень хорошо прижился шеринг недвижимостью и автомобилями — это да. У нас люди научились сдавать в аренду жилье, движется дело и с автомобилями. Например, недавно я лично опробовал один питерский сервис — правда, у них свой автопарк, а это сильно меняет дело. Для того чтобы такие проекты прижились у нас, нужно больше времени, и, возможно, через несколько лет мы вернемся к своей идее. Тем более от знакомых я часто слышу сожаления о том, что приходится покупать дорогие вещи, которые нужны один раз.
Главный вывод, который мы сделали, — всегда думать, решит ли ваш проект поставленную проблему. И слушать людей, которые будут вашей аудиторией. Именно слушать и спрашивать, а не объяснять им, что же им нужно.