Забор — лицо проекта

Если ранее задачу ограждения участков девелоперы возлагали на собственников земли, то сейчас стремятся сами возвести ограждения в едином стиле территории.

Из–за значительного количества небольших фирм–производителей оценить петербургский рынок заборов практически невозможно. По расчетам Вадима Поправкина, собственника компании "Константа Забор", годовой оборот рынка (на всех сколько–нибудь заметных производителей, включая крупные строительные компании) составляет 700 млн рублей. Усложняет подсчет и то обстоятельство, что для обустройства заборов у заказчиков выбор материалов и технологий очень широк. Тем более что никаких обязательных норм к этим строениям не существует.

Бюджет сделки

Согласно данным Бюро аналитики по рынку недвижимости, ежегодно только в рамках коттеджных поселков проходит около 6000 сделок с коттеджами и участками. Все они (пусть не в первый год после покупки) требуют обустройства забора. Плюс сделки на вторичном рынке. Плюс замена владельцами старых конструкций на новые. Плюс расходы на ограждения жилых и коммерческих строений в городской черте. Общее количество сделок по приобретению заборов, по самым осторожным оценкам экспертов рынка загородной недвижимости, составляет не меньше 10 000 в год. По свидетельству самих продавцов заборов, средний бюджет сделки с частником составляет 300 000 рублей. Конечно, покупатели участков стоимостью 500 000 рублей такие средства не тратят, а пытаются обойтись куда более дешевыми решениями, но есть и землевладельцы, которые вкладывают в ограждение более серьезные суммы.
Вывод: общий бюджет трат на заборы в городе и области должен как минимум вдвое превышать обозначенную выше цифру 700 млн рублей. Следовательно, значительная часть этого рынка приходится на микрофирмы, которые не поддаются учету.

Забор как отличие

Девелоперы, как правило, возлагают задачу обустройства заборов на приобретателей участков, поэтому продавцам заборов куда чаще приходится взаимодействовать с индивидуальными покупателями, чем с организованными застройщиками. Хотя последнее время наметилась тенденция к тому, что застройщики все активнее сами участвуют в процессе "огораживания". Объяснение простое: выделиться в общей массе предлагаемых проектов все сложнее, а наличие единого забора в поселке — весьма недорогой способ резко повысить привлекательность проекта. Все чаще можно встретить это и в экономклассе (на этот сегмент приходится абсолютное большинство сделок).
"Ограждение поселка должно быть частью его концепции. К примеру, в проекте "Иннола–парк" мы используем заборы паркового стиля, в проекте "Волны и сосны" — деревянный, окрашенный в цвет зданий въездной группы. Недавно было принято решение устанавливать заборы в едином стиле внутри поселка, вдоль главных улиц, для того чтобы придать гармоничность всему проекту, вне зависимости от того, какие дома будут построены за этими заборами", — рассуждает Алексей Баринов, коммерческий директор компании "Айдадом" (специализируется на продажах в сегменте недорогих участков).
У дорогих проектов — свои подходы и требования. "Забор — это целая философия, это "лицо" проекта. Поэтому мы никогда не покупали готовые заборы. Их для каждого дома рисует наш архитектор. Он учитывает особенности архитектуры не только этого коттеджа, но и соседних домов. Чтобы здания даже из разных конструктивных материалов, стоящие рядом, смотрелись органично. Идеальное сочетание — это одинаковый цвет забора и оформление окон или других декоративных элементов дома", — говорит Геннадий Черненко, застройщик коттеджных поселков "Хвойное" и "Ольшаники–2".
Наиболее популярными видами заборов остаются профлист и сетка рабица (первый — сплошной, второй — прозрачный), оба сочетают в себе относительную дешевизну и функциональность. Улучшить внешний вид забора из профлиста может обустройство кирпичных столбов и кирпичного фундамента. Сетка рабица дает выигрыш по цене, но проигрывает в эстетике. Неизменно популярным остается деревянный забор: его можно сконструировать своими руками, поэтому для наиболее бюджетных покупок это весьма популярное решение. Кирпичный и каменный заборы выходят вдесятеро дороже металлических. Относительно недавно стали предлагать как одно из стандартных решений обустройство заборов из поликарбоната. Плетень и живая изгородь — решения довольно редкие, к тому же требующие особого ухода.

Экономия на качестве

Последний год производители заборов, судя по всему, испытывают не лучшие времена. Количество заказов сократилось. Опасаясь потерять клиентов, производители удерживают цены на изделия, хотя стоимость металла для них самих поднялась более чем на 20%.
"Для того чтобы привлечь покупателей, некоторые производители стали использовать более дешевые и, следовательно, менее качественные материалы, а другие — придумывают маркетинговые ходы для того, чтобы увеличить долю рынка. К примеру, в нашей компании были разработаны более совершенные способы установки заборов, что позволило оптимизировать стоимость этой услуги", — комментирует ситуацию Вадим Поправкин.