В Эрмитаже открылась выставка Захи Хадид

Автор фото: Коммерсант

Арт-критик Станислав Савицкий — о выставке Захи Хадид, которая проходит в Эрмитаже.

В Эрмитаже открылась выставка Захи Хадид. Когда она впервые приехала в Петербург, прямо из Пулково попросила отвезти ее к башне Чернихова. Встречавшие знаменитого архитектора были не в курсе, что это за зверь. Когда же торжественный кортеж приехал на задворки Васильевского, всем, кроме гостьи, стало невдомек, что особенного в этой замызганной бетонной каланче с набалдашником: зашитые фанерой и жестью окна или объявления об уничтожении насекомых, которыми был облеплен первый этаж? И по сей день о единственном реализованном проекте классика советского конструктивизма Якова Чернихова у нас знают единицы, хотя дом этот включен в учебники по архитектуре ХХ в. Прославила его в том числе Хадид, со студенчества увлекавшаяся русским авангардом и в 1980–1990–х его пропагандировавшая. Ее первые проекты — дань почтения Малевичу, они и открывают выставку в Николаевском зале. Здесь же, на входе, эрмитажный «Черный квадрат».
Ретроспективу Хадид как будто стоило бы сделать не в Зимнем дворце и, уж конечно, не в Николаевском зале, где ни обстановка, ни исторический контекст не располагают к постмодернистским экспериментам. Но вопреки всему экспозиция удалась. Эффектная планировка, рассекающая парадный зал на остроугольные отсеки, отвлекает зрителя от пышного интерьера и классического петербургского пейзажа за окном.
Советская предыстория Хадид оказалась между тем короткой. Гораздо более обстоятельно, чем ее постконструктивистские проекты, показаны постройки 2000–2010–х. В них не так просто узнать цитаты из Малевича и уж тем более из Чернихова. Мода на наш авангард давно прошла вместе с угаснувшим интересом к СССР и советским мечтам о коммунистическом раздолье. Хадид известна сегодня монументальными проектами стадионов, офисных небоскребов, парков и центров современного искусства, реализованными везде и повсюду: от Азербайджана до Калифорнии. Разве что Северная Корея пока не охвачена, но то ли еще будет.
Хадид успешна и в дизайне: к ранним эскизам в супрематическом ключе очень идет диван-архитектон. Макет завода BMW неплохо смотрится вместе с кожаными туфлями или моделями автомобилей. В машинах угадываются авангардистские объемы, но гораздо больше они похожи на реквизит для фантастических блокбастеров. Раз СССР больше не вдохновляет на великие мечты, нужно искать новый стиль для грез.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.