ФГУП "Росморпорт" не пускает в порт Усть-Луга лоцманов своего конкурента ООО "Альбатрос"

Автор фото: Ковалев Петр

Росморпорт отказывается выдавать пропуски лоцманам компании "Альбатрос", которая конкурирует с предприятием в порту Усть-Луга. Антимонопольная служба Ленобласти возбудила дело по этому факту. Так регион вступил в программу демонополизации рынка лоцманских услуг в России.

Антимонопольная служба Ленобласти возбудила дело против ФГУП "Росморпорт" по жалобе ООО "Альбатрос". ФГУП (подведомственен Минтрансу) и частное ООО - конкуренты на рынке услуг лоцманов в порту Усть-Луга. Однако ФГУП еще и контролирует транспортную инфраструктуру порта и на этом основании отказывается выдавать сотрудникам "Альбатроса" пропуски для входа и въезда в Усть-Лугу.
"Сейчас Росморпорт выдает "Альбатросу" только разовые пропуски на проход лоцманов или проезд их автотранспорта на территорию порта Усть-Луга. Это ограничивает возможности частной компании оперативно выполнять заявки от судовладельцев и агентов судов и направлять своих лоцманов для оказания платных услуг в акватории порта", - пояснил заместитель руководителя УФАС по Ленобласти Глеб Коннов.
Дело будет рассмотрено 30 июля. Антимонопольщики видят здесь признаки нарушения сразу нескольких статей антимонопольного законодательства. В том числе в деле есть признаки нарушения ст. 15 Закона о защите конкуренции - совмещение полномочий Росморпорта и органов власти. В зависимости от выводов комиссии ФГУП ожидает штраф до 1 млн рублей или в размере до 15% от его выручки в порту Усть-Луга. Также возможно увольнение сотрудника ФГУП, подписавшего указ о запрете выдачи пропусков. Однако этой мере, как правило, предшествует длительный бюрократический процесс, отмечают в УФАС по Ленобласти.
Демонополизация рынка услуг лоцманов (моряки, сопровождающие суда между портами) началась в России в 2014 году, когда в Госдуму был внесен законопроект "О внесении изменений в Кодекс торгового мореходства РФ". В частности, он предполагает создание национальной лоцманской саморегулируемой организации (НЛСО). Сегодня лидирует на этом рынке Росморпорт, государственная структура. При этом его региональные отделения в работе лоцманов регулярно терпят убытки, которые в некоторые годы только на Северо-Западе достигали 300 млн рублей. Это связано и с демпингом ФГУПа в данных услугах. Но рентабельность частного лоцманского бизнеса оценивается в 6-7%. Годовой объем этих услуг в порту Усть-Луга оценивается в 500 млн рублей.
Сегодня в большинстве российских морских портов работают лоцманы Росморпорта. Только в десятке портов, в том числе в петербургском, а также в Москве, Приморске, Новороссийске и других городах, работают и частные компании. Так, упомянутый выше "Альбатрос" работает не только в Усть-Луге, но и в Приморске. Размер лоцманского сбора устанавливает Федеральная служба по тарифам (ФСТ), учитывая грузооборот каждого порта и игроков рынка. При этом тарифы там, где установлена монополия Росморпорта, как правило, выше, чем в портах, где наряду с предприятием работают и частники.