Объем выдачи кредитов на технику в магазинах сократился вдвое

Автор фото: ИТАР-ТАСС/Григорий Сысоев

Бытовую технику в кредит стали покупать реже. Объем выдачи кредитов в местах продаж в мае снизился на 22,3%, но и торговые сети, и банки сохраняют оптимизм, ведь в начале года падение было куда глубже — 45%.

Число выданных кредитов на покупку потребительских товаров российскими банками в первом полугодии сократилось почти на 50%, до 3,5 млн штук, посчитали в Национальном бюро кредитных историй. Стоит отметить, что просрочка по кредитам на срок более 30 дней за это же время выросла с 10,5 до 14,7%.
Объем кредитов, выданных на покупку товаров непосредственно в магазинах, по данным Frank Research Group, в мае 2015-го к маю 2014 года в Петербурге сократился на 22,3%, до 561,6 млн рублей. В целом по стране падение еще глубже — на 31,8%, до 16,1 млрд рублей.
Снижение покупок в кредит эксперты связывают с общим снижением продаж техники. Также нельзя забывать об уходе розничных операторов. "Альфа-Банк продолжает работать практически со всеми крупными партнерами, но среди них теперь нет таких известных в Петербурге сетей, как "Телемакс" и "Киберри". Ряд мелких компаний также не прошли испытание кризисом и ушли с рынка", — говорит директор региональных продаж блока "розничный бизнес" филиала "Санкт-Петербургский" Альфа-Банка Олег Прокаев.
Как подсчитали в "Citi Россия " , объем покупок бытовой техники и электроники в начале 2015 года уменьшился на 47% по отношению к объему последних 3 месяцев прошлого года. В банке "Хоум Кредит" также говорят о наибольшем снижении в январе-феврале текущего года. "Тогда объемы кредитования по сравнению с прошлым годом снизились более чем на 45%, в первую очередь из-за ухудшения макроэкономической ситуации и снижения благосостояния населения", — вспоминает руководитель по потребительскому кредитованию дирекции "Северо-Запад" банка "Хоум Кредит" Владимир Климов.
"В конце 2014 года был реализован огромный отложенный спрос, часть приобретений делалась впрок, и снижение объемов продаж отражает скорее коррекцию после резкого скачка", — говорит Дмитрий Коловский, руководитель департамента стратегического анализа и управления взаимоотношениями с клиентами "Citi Россия". Также играет роль более аккуратное и экономное планирование покупок потребителями, добавляет он.
За последний год количество продаж в кредит снизилось, признают ретейлеры. "После кризисного декабря интерес к потребкредитам практически обнулился, так как и товары, и кредиты стали стоить слишком дорого. Теперь они уже дешевеют, но из-за общего удорожания доля продуктов питания в потребительской корзине выросла, и на товары неповседневного спроса у покупателей осталось значительно меньше денег", — говорят в "220 Вольт".
Кредитный iPhone
Для торговых сетей выдача кредитов — это действенный способ нарастить средний чек и объем продаж. Доля кредитных продаж у лидеров продаж бытовой техники и электроники варьируется в пределах 12-14%, в зависимости от маркетинговой активности. В "Юлмарте" она составляет 2,5% от розничного оборота. Большинство сетей имеют дело с четырьмя-пятью банками-партнерами, в их числе чаще всего Альфа-Банк, банк "Хоум Кредит" и "Русский Стандарт".
По данным опрошенных банков, средний чек кредитов на покупку товара варьируется от 23 тыс. до 30 тыс. рублей. Лидерами продаж в POS-кредитовании по-прежнему остаются бытовая техника, электроника и мебель. В рассрочку покупают более 40% моделей iPhone, в сегменте телеком в кредит продается около 30% продукции, рассказали в "М.видео". В "Юлмарте" кредитом пользуются при покупке ноутбуков, телевизоров, зеркальных фотоаппаратов, крупной бытовой техники, а также мото- и велотоваров.
Средний чек покупок в кредит в компании "220 Вольт" на 60% выше, чем в общем по магазинам, и составляет 12 тыс. рублей, говорят в компании. В "Юлмарте" средний чек по заказам, оформленным в кредит, в 5 раз выше среднего чека по заказам с единовременной оплатой.
"Покупки в кредит всегда планируются заранее и носят более основательный характер: например, займы используют для приобретения нескольких единиц техники и покупки дорогого телевизора. Именно поэтому средний чек значительно превышает средний чек в рознице", — объясняют в "М.видео".
Сейчас идет восстановление кредитования после резкого снижения в начале года, объем выдач POS-кредитов банком "Хоум Кредит" в Петербурге в первом полугодии 2015 года вырос по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году на 13% и составил 1 млрд рублей. "Приток клиентов идет в основном за счет проведения специальных акций совместно с нашими партнерами", — говорит Владимир Климов.