"Горэлектротранс" принял первый российский трамвай с низким полом за 100 млн рублей

Автор фото: Ермохин Сергей

В Петербург привезли первый из 10 трамваев "Витязь" со 100%-ным низким полом по контракту на 1 млрд рублей. Модель разработали выходцы из Усть-Катавского завода, основавшие свою компанию "Транспортные системы".

В трамвайном парке "Горэлектротранса" №7 (ул. Грибакиных) приняли первый из 10 трамваев "Витязь" со 100%-ным низким полом. Производитель — московское ООО "Транспортные системы", стоимость одного трамвая на 54 сидячих места — 100 млн рублей.
В 2015 году поставщик должен привезти в Петербург три трамвая, то есть до конца года — еще два. Они будут ходить на пр. Просвещения и других улицах на севере города. Эти трамваи будут обслуживаться в трамвайно-троллейбусном парке на Гражданском пр., куда их в ближайшее время перегонят из трампарка на ул. Грибакиных. Оставшиеся трамваи Петербург получит до 2017 года: три в 2016 году и четыре в 2017 году. Стоимость контракта с "Транспортными системами" на поставку 10 трамваев — 1 млрд рублей.
Однако столь внушительные расходы бюджета — 1 млрд рублей за 10 трамваев — пока не оправдываются. Чтобы низкий пол был действительно удобным для пожилых людей, инвалидов и людей с колясками, рядом на остановке должна располагаться платформа. Без нее пассажирам все-таки придется взбираться в трамвай, как они делали бы это и при наличии ступенек. На пр. Просвещения, где будет курсировать трамвай, платформ на остановках нет, и делать их пока не планируется. Для трамваев они вообще есть только на Кронверкском пр. в Петроградском районе.
Поднять уровень остановок технически очень просто и совсем недорого, но эти проекты не согласовывает ГИБДД и другие контролирующие инстанции. Они опасаются, что с новых остановок будет неудобно заходить в трамваи старого образца, поскольку между их дверями и уровнем остановки будет образовываться зазор. Впрочем, пример Кронеркского пр. показывает, что никакой серьезной проблемы в этом нет. В такой тупиковой ситуации обоснованность столь внушительных инвестиций в покупку 10 трамваев выглядит крайне сомнительно.
За контракт, который достался "Транспортным системам", также боролся консорциум французской Alstom и российского "Трансмашхолдинга". При этом Усть-Катавский завод, который регулярно претендует на петербургские подряды, в этом конкурсе не участвовал. Уже после победы в конкурсе "Транспортные системы" снизили цену еще на 60 млн рублей, до 978 млн рублей. Как объяснил заказчик, комитет по транспорту, снижение произошло в рамках экономии бюджета Петербурга по соглашению сторон.  
Интересна предыстория разработки "Витязя". Совладельцем "Транспортных систем" является экс-руководитель ООО "ТД "Усть-Катавский вагоностроительный завод" (УКВЗ) Феликс Винокур. Именно он разрабатывал "Витязь" во время своей работы на Усть-Катавском заводе. Однако из-за разногласий с руководством завода по поводу производственного процесса он покинул компанию, точнее, головная структура завода расторгла контракт с ООО "ТД "УКВЗ".
После этого Феликс Винокур основал "Транспортные системы" совместно с компанией "Транскомпонент" и арендовал цех "Трансмашхолдинга" на Тверском вагоностроительном заводе. Права на разработку тележки низкопольного трамвая и так принадлежали ему, а конструкторскую документацию он в соответствии с законом выкупил у ООО "ТД "УКВЗ", откуда на тот момент уже уволился. Вскоре к "Транспортным системам" присоединился и бывший главный конструктор УКВЗ, уволившийся примерно в то же самое время, что и Феликс Винокур. После завершения проектирования в феврале 2015 года новое предприятие получило сертификат на промышленное производство "Витязя" и запустило конвейер самостоятельно, без участия таких гигантов, как УКВЗ или "Трансмашхолдинг".
В начале июля "Витязь" продемонстрировали на открытии международной промышленной выставки "Иннопром" в Екатеринбурге. В том числе большой интерес к нему проявил Дмитрий Медведев, поскольку трамвай оснащен системой для оповещения пассажиров по линии гражданской обороны МЧС.
Сегодня "Витязь", он же модель 71-931, — единственный трамвай со 100% низкого пола, который спроектирован и производится в России из 80% отечественных компонентов и узлов. Он вмещает до 320 человек, сидячих мест — 54, у трамвая пониженный уровень шума как внутри, так и снаружи. В вагоне установлены две раздельные системы климат-контроля — в пассажирском салоне и кабине водителя. Вагоны оборудованы системами видеонаблюдения с регистрацией и мониторинга ГЛОНАСС и GPS. Шесть дверей оснащены кнопками адресного открытия, датчиками безопасности для предотвращения зажатия пассажиров и тепловой завесой. Интерьер пассажирского салона выполнен из алюминиевых сплавов, а освещение — с использованием светодиодных линий.