Специалисты Brandson Branding Agency рассказали о территориальном брендинге

30 июня в Санкт-Петербурге в формате видеомоста состоялся межрегиональный семинар "Бренд как ресурс продвижения территории: успешный опыт и проблемы формирования".

    30 июня в Санкт-Петербурге в формате видеомоста состоялся межрегиональный семинар "Бренд как ресурс продвижения территории: успешный опыт и проблемы формирования", организованный по инициативе Представительства Республики Коми в Северо-Западном регионе. Свои доклады на мероприятии представили ведущие специалисты по территориальному планированию и маркетингу, в числе которых были генеральный директор Brandson Branding Agency Елена Юферева и ведущий бренд-стратег агентства Григорий Храбров, рассказавшие о бренд-билдинге в рамках создания образа территории.
    Территориальный брендинг – это, пожалуй, наиболее актуальный инструмент по созданию и повышению инвестпривлекательности города, региона и страны в целом, позволяющий добиться ощутимых результатов в обозримой перспективе. Правильно созданный бренд поможет решить ряд важнейших задач, связанных с улучшением туристической, инвестиционной привлекательности региона. Среди этих задач - формирование позитивного имиджа территории, повышение качества жизни населения, завоевание внешних рынков, решение вопросов удержания в регионе молодых специалистов, привлечение в регион туристов, новых жителей и квалифицированных мигрантов, создание актуальных социальных и бизнес-проектов.
    Основной целью семинара было знакомство представителей региональной власти с передовым опытом и методами формирования и продвижения региональных брендов на федеральный и международный уровень. Студии, организованные сразу во всех 20 администрациях муниципальных образований Республики Коми, позволили в реальном времени обсудить самые актуальные тенденции, охватив максимальную аудиторию в Сыктывкаре, Воркуте, Инте, Усинске и Ухте.
    Мероприятие открыл представитель Республики в Северо-Западном регионе РФ, член Правительства Коми Валерий Кюршин, подчеркнувший, что руководство региона уделяет большое внимание созданию имиджа вверенной ему территории, что, в свою очередь, помогает решать задачи по поиску инвестиций, работе с населением, привлечению квалифицированных кадров. Несмотря на то, что основу экономики Коми составляет добыча и переработка полезных ископаемых - нефти, газа, угля, бокситов, древисины, в последнее время все больший интерес привлекает туристический, рекреационный и культурный (в том числе культурно-гастрономический) потенциал региона. Так, по словам руководителя Агентства Коми по туризму Натальи Филиной, уже активно формируются такие туристические суббренды, как "Экореспублика Коми" (натуральные продукты питания) или республиканский молодежный форум "Крохаль". В свою очередь, специалисты Brandson Branding Agency Елена Юферева и Григорий Храбров в своем выступлении сделали акцент на объеме и структуре понятия "территориальный брендинг", предложив в качестве ключевого концепта идею "корневой идентичности". По мнению экспертов, каждая территория имеет так называемый мета-бренд – базовую сущность или первооснову, которая образована историей, природой, культурой, религией, экономикой, сложившимся социально-бытовым укладом. Однако в реальности мета-бренд постоянно коммуницирует с различными целевыми аудиториями, распадаясь на различные суббренды: туристический или рекреационный, инвестиционный, образовательный или научный, управленческий, социальный, событийный и потребительский. Именно поэтому важнейшая задача профессионалов в области территориального брендинга - фокусировать преимущества региона или территории для каждой из значимых групп целевой аудитории, формируя для каждого суббренда собственное позиционирование. И в этом смысле территориальный брендинг кардинально  отличается от продуктового.
    "Территориальный брендинг" – это программа действий, помогающая работать с идентичностью и идеологией данной территории и адресованная различным целевым группам, - пояснила Елена Юферева. - На мой взгляд, именно сегодняшнее время – лучший момент для самостоятельных региональных инициатив, для поиска новых ниш и решений. И территориальный брендинг – замечательный инструмент, который позволит, во-первых, упорядочить экономические, инвестиционные, культурные и любые другие особенности региона, и, во-вторых, предложить актуальную стратегию их продвижения, адаптированную для различных групп целевой аудитории. Для начала, конечно же, нужно определить идентичность мета-бренда территории, зафиксировав ее в таких понятиях, как миссия, видение, ключевые преимущества и уникальный образ территорию. А уже следующим шагом станет последовательное развитие этой идентичности в связке с местным бизнесом. Что, как не хороший национальный продукт, узнаваемый и востребованный на федеральном рынке, послужит лучшим индикатором успешности всего региона?»
    Этот и другие тезисы специалисты проиллюстрировали на примерах реализованных Brandson Branding Agency проектов, в числе которых разработка инвестиционного бренда Приморского края, брендинг инновационно-технологического кластера на базе Московского Физико-Технического института - программа "Физтех XXI", разработка бренд-платформы социально ориентированной девелоперской компании "СПб Реновация" и ряд других, в том числе международных кейсов.
    В заключение семинара все участники дискуссии смогли прочувствовать атмосферу настоящей Коми-кухни, продегустировав продукцию местных производителей под звуки национальной музыки. "Подобный формат совместного продвижения бренда Коми и местной продукции – один из самых эффективных инструментов, позволяющих развивать взаимодействие бизнеса и местной администрации. Уверена, что этот пример полезно взять на вооружение и другим регионам, планирующим развитие территориального бренда – и не на словах, а на деле", - резюмировала Елена Юферева.