Железобетонное падение

Производители железобетонных изделий оценивают снижение спроса на товарные ЖБИ в 12–25%. А вот объемы полносборного домостроения пока остаются прежними.

Рынок железобетонных изделий (ЖБИ) делится на две части. Около 40% приходится на полносборное железобетонное домостроение, остальная часть — на производство товарных ЖБИ. Компаний, оказывающих услуги по производству и возведению домов из сборного железобетона, насчитывается около десятка, производящих товарные ЖБИ — около 90. "Из них можно выделить не больше 15–20 компаний, которые оказывают заметное влияние на рынок", — отмечает генеральный директор "УНИСТО Петросталь" Арсений Васильев.
По данным "Петростата", за 5 месяцев 2015 г. объем производства железобетонных деталей и сборных конструкций сократился в Петербурге на 19,1%, до 270 тыс. м3, в Ленинградской области — на 32,7%, до 124 тыс. м3. И если объемы панельного домостроения пока не снизились, то на рынке товарных ЖБИ спад уже ощутим.

Забили все сваи

Объем рынка товарных ЖБИ Петербурга и Ленобласти в первом полугодии составит 300–350 тыс. м3, или 6–8 млрд рублей, подсчитали в консалтинговой компании "Решение". Лидерами рынка называют "ЛСР. Железобетон — Северо–Запад" и "СиБ–Центр" с долями 30–35% и 15–17% соответственно.
"За полугодие рынок снизился на 12–15% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года", — оценивает ситуацию генеральный директор ЗАО "Решение" Александр Батушанский. В I квартале объем рынка изделий из сборного железобетона сократился примерно на четверть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, добавляет директор по развитию бизнес–единицы "ЛСР. Железобетон Северо–Запад" Ильдар Кутыев. В течение II квартала ситуация стабилизировалась, и, вероятно, по итогам полугодия падение объемов потребления ЖБИ в целом по рынку составит примерно 17–20%, считает он. "Эта тенденция вполне ожидаема, многие застройщики приняли решение притормозить вывод новых объектов", — комментирует руководитель службы заказчика O2 Development Алексей Денисов. Тем более, что в первую очередь ощущается падение спроса на изделия нулевого цикла — сваи. Это связано с тем, что, во–первых, строители не спешат возводить новые объекты и, во–вторых, меняются технологии создания фундамента. Участники рынка отмечают, что избыток мощностей, в частности по типовым изделиям, в сочетании с падением объемов потребления со стороны строителей приводит к жесткой ценовой конкуренции. Цены на многие изделия, особенно типовые, находятся на нижней границе рентабельности.

Замкнутый круг

В сегменте полносборного железобетонного домостроения пока все более–менее спокойно. "По данным нашего мониторинга, темпы строительства по данной технологии не изменились: за 6 месяцев было смонтировано почти столько же квадратных метров жилья, сколько и в прошлом году", — отмечает Александр Батушанский.
Рынок крупнопанельного домостроения оценивается примерно в 25 млрд рублей в год (считая не только производство ЖБИ, но и строительство домов с отделкой). Все заметные игроки в этом сегменте входят в строительные холдинги. Безусловным лидером является "ЛСР. Строительство — Северо–Запад" (ДСК "Блок"), эта компания возводит 51% всех объектов по данной технологии. На втором месте ДСК "Войсковицы" (входит в ГК "СУ–155"), на долю которого приходится 18%.
Некоторые игроки строительного рынка стремятся запустить собственное производство ЖБИ, чтобы оптимизировать затраты. К примеру, собственный завод в этом году планирует запустить компания "УНИСТО Петросталь". О планах запуска собственного производства на мощностях ДСК–5 в прошлом году объявлял "ГлавСтройКомплекс". "В нынешних условиях сжатия рынка нам как застройщику принципиально важно выдерживать конкурентное ценовое предложение, — отмечает Алексей Денисов, — сейчас это возможно только при полном контроле всего процесса". Производство в этом случае — неотъемлемая ценовая составляющая проекта, которая позволяет снизить себестоимость и сохранить высокое качество.

В плюс и в минус

Эксперты не ожидают существенных изменений в сегменте полносборного домостроения. Снижение вывода новых объектов на рынок компенсируется за счет роста общего объема проектов с использованием данной технологии в прошлом году. Есть даже перспективы роста. Так, по мнению Арсения Васильева, у ЖБИ появился шанс частично вытеснить монолит за счет более привлекательной цены без потери качества. Ожидается, что сегмент товарных ЖБИ снизится на 10–20% по итогам 2015 г. По словам Ильдара Кутыева, как правило, вторая половина года демонстрирует определенный прирост потребления ЖБИ по сравнению с началом года.