Достигли потолка

Рост цен на импортную ПВХ–пленку привел к подорожанию натяжных потолков и падению спроса на этот вид отделки.

Рост курса иностранных валют в первую очередь отразился на тех отделочных материалах, значительная доля которых импортируется из–за рубежа. К ним относятся, в частности, натяжные потолки, которые по большей части сейчас производятся из импортной ПВХ–пленки — на нее приходится более 90% предложения.

Снижение спроса

Крупнейшим поставщиком ПВХ–пленки в Россию является Китай. По данным компании "Потолки Петербурга", на китайские полотна приходится до 98% продаж на петербургском рынке. Причина популярности: хорошее качество и приемлемая цена китайского материала — это определяющие критерии для российского потребителя.
В более дорогом сегменте популярны потолки европейского производства (Италия, Франция, Швейцария, Германия), в том числе на тканевой, а не на пленочной основе. Российская ПВХ–пленка, по мнению экспертов, уступает по качеству зарубежной. А российские компании, заявляющие о собственном производстве натяжных потолков, как правило, занимаются только финальной обработкой импортированной из–за рубежа ПВХ–пленки: раскрой, сварка, "огарпунивание" (то есть окантовка) и т. д., отмечает ведущий специалист маркетинговой компании IndexBox Роман Алферов.
Зависимость российского рынка натяжных потолков от импорта очевидна. Между тем, по данным IndexBox, уже во II полугодии 2014 г. импортные поставки плит, листов, полос и лент из ПВХ сократились с 35,4 тыс. т до 29,4 тыс. т — почти на 17%. Это связано прежде всего с ростом цены — себестоимость пленки выросла более чем на 50%.
Среди российских компаний, работающих на рынке натяжных потолков, Роман Алферов называет "Сарос дизайн", "ФРАН" (Fran Studio) и "Аста М".

Петербург в тренде

Объем продаж натяжных потолков в Петербурге, по данным компании "Потолки Петербурга", составляет около 720 млн рублей в год, не считая маленькие дилерские компании и индивидуальных предпринимателей. В Петербурге, как и в России в целом, сегодня наблюдается падение объемов продаж натяжных потолков. В среднем сокращение составляет 8% относительно показателей прошлого года. Это не значит, что все производители потолков сейчас терпят убытки, говорят эксперты. Но стагнация рынка заставляет искать новые методы для привлечения клиентов — кому–то это удается, и такие компании выходят на новый виток развития, более слабые уходят с рынка.

Эксклюзивный дизайн

Как и в целом на рынке отделочных материалов, существует мода и на натяжные потолки. Так, заказчики все больше хотят видеть в своем доме эксклюзивные проекты, отличные от того, что они видят у друзей и знакомых. Двухуровневые потолки стали уже классикой — и сейчас уступают место парящим и воздушным потолкам. Если раньше потолки с фотопечатью были чем–то необычным, то теперь и это веяние перешло на новый виток развития и клиенты заказывают потолки с 3D–печатью.

Вслед за стройкой

В числе основных тенденций текущей ситуации Роман Алферов называет снижение спроса, вызванное ростом цены на натяжные потолки, а также поиск путей оптимизации расходов, включая демпинг и переход поставщиков на более дешевое сырье. Нужно отметить, что спрос на отделочные материалы напрямую зависит от строительства. Сейчас вводятся в эксплуатацию дома, в которых квартиры уже были проданы ранее. Девелоперы говорят о том, что по итогам 2015 г. сокращение объемов продаж может составить от 20 до 50%, что приведет к падению спроса на отделку.