ВВП России, по прогнозам, упадет на 3%. Однако проблема не только в сокращении валового продукта. Достаточно сопоставить цифры по росту производства молока и сыра в России, чтобы понять: сыроделы удовлетворяют возросший из–за санкций спрос каким–то не совсем правильным сыром.
Вчера Европа ожидаемо продлила антироссийские санкции на очередные полгода. Российская сторона в лице МИДа отметила особую циничность принятия такого решения 22 июня, в день нападения фашистской Германии на СССР. А в правительстве и в Кремле дали понять, что без ответа европейские действия не оставят. Прошлым летом в ответ на европейские санкции Россия ввела запрет на поставки говядины, свинины, фруктов, птицы, сыров и молока из стран ЕС, США, Австралии, Канады и Норвегии. Видимо, следует ждать продолжения этих списков. Остается надеяться, что в итоге росийско–европейское противостояние не пойдет по сценарию 1941 года.
Президент РФ Владимир Путин на прошедшем недавно Петербургском международном экономическом форуме обрисовал последствия санкций так, что впору было порадоваться за Россию и пожалеть ее неразумных соседей. Европейские производители, мол, потеряли 40–50 млрд евро, а в перспективе, по некоторым оценкам, потеряют все 100 млрд. В России же колосятся поля и тучнеют стада: производство молочной продукции в январе–апреле 2015 года выросло относительно соответствующего периода прошлого года на 3,6%, масла — на 8,7%, сыра — на 29% с лишним, рыбы и мяса — на 6 и 12% соответственно.
Санкции против России действительно могут отнять у Евросоюза 100 млрд евро ВВП и 2 млн рабочих мест, об этом, например, писала газета Die Welt со ссылкой на данные Австрийского института экономических исследований. Тем не менее по итогам 2015 года в Европе ожидается хоть и маленький, но рост ВВП, а в России по всем прогнозам — около 3% падения.
Однако проблема не только в сокращении валового продукта. Достаточно сопоставить цифры по росту производства молока и сыра в России, чтобы понять: сыроделы удовлетворяют возросший из–за санкций спрос каким–то не совсем правильным сыром. Так бывает на любом рынке: кризис вызывает падение спроса, и производители развязывают ценовую войну, жертвуя качеством. В итоге наиболее циничные бизнесмены во время кризиса богатеют, а страдают те, кто почестнее. Ну и потребители, разумеется.