Что произойдет с рынком страхования грузов к концу года

Автор фото: Коньков Сергей

Директор департамента страхования судов и грузов компании "Либерти Страхование" Сергей Семенков — о том, что произойдет с рынком страхования грузов к концу года.

Снижение объемов внутреннего производства и импорта традиционно влечет за собой уменьшение сборов премий по страхованию грузов. Но, в отличие от кризиса 2009 года, падения рынка страхования грузов в первой половине 2015 года не произошло. Напротив, в I квартале наблюдался рост премий в данном сегменте примерно на 23% в целом по стране и на 15% в Петербурге (до 352 млн рублей) по сравнению с I кварталом прошлого года. Это объясняется тем, что динамика сборов в страховании грузов имеет "отложенный" характер, так как до сих пор продолжаются поставки по контрактам, заключенным в начале–середине 2014 года. Снижение количества застрахованных перевозок компенсировалось увеличением рублевой стоимости грузов, застрахованных в иностранных валютах. Таким образом, рост средней премии за страхование одного груза превысил потери рынка, вызванные сокращением физического количества застрахованных грузов. Объективно судить об объемах сокращения рынка страхования грузов в Петербурге, в силу инерционности рынка, можно будет к концу года.
Укрепление рубля уже во II квартале приведет к снижению темпов роста премии, а возможно, и к отрицательной динамике по сравнению со II кварталом 2014 года. На динамику рынка может повлиять и ужесточившаяся конкуренция в этом секторе. Страховщики, получившие отрицательный технический результат по моторному страхованию, обратили внимание на более маржинальные виды страхового бизнеса, к числу которых относится страхование грузов. Также наблюдается тенденция снижения тарифов по рынку.
На сборы премий также влияет изменение структуры грузопотоков. Сократился импорт из стран Европы, Северной Америки, который ранее страховался, как правило, зарубежными отправителями. В первую очередь это коснулось импорта продуктов питания из стран ЕС, продукции для отраслей промышленности, попавших под секторальные санкции, а также товаров двойного назначения. Но зато открылись новые направления перевозок, которые страхуются в России. Заметно увеличение грузопотоков из стран, не поддерживающих режим санкций в отношении России. Символичной стала переориентация некоторых товаров с импорта на экспорт из России.
Можно отметить и продолжающуюся концентрацию рынка страхования грузов. Только с начала этого года были отозваны лицензии более чем у 20 страховых компаний. По прогнозам, в течение текущего года рынок покинет еще несколько десятков страховщиков. В целом на сегодняшний момент рынок грузоперевозок полностью охвачен страхованием, поэтому практически не осталось сегментов, за счет которых страховщики смогут заместить падение сборов. Одно из потенциальных направлений для развития — это сегменты, ограниченные в доступе к страховым услугам в силу требований по оперативности документооборота или размерам бизнеса. Поэтому перспективным является развитие электронных площадок — агрегаторов, на которых могут быть представлены несколько страховщиков, или развитие собственных систем электронного документооборота страховщиков.