Новый корпус больницы в Сестрорецке могут построить по схеме ГЧП

Автор фото: Волков Павел

В Петербурге состоится первый открытый конкурс на строительство медицинского объекта по схеме государственно-частного партнерства. Стоимость контракта на возведение нового корпуса больницы в Сестрорецке составит до 6,9 млрд рублей.

Смольный подготовил открытый конкурс на строительство и эксплуатацию нового корпуса Городской больницы № 40 в Петербурге на основе ГЧП. По данным "ДП", его могут объявить уже на этой неделе.
Победитель конкурса спроектирует, построит и оснастит за свой счет больничный корпус площадью около 30 тыс. м2 на участке 2,1 га на ул. Борисова, 9. А город начнет компенсировать ему затраты в рассрочку с момента ввода объекта в эксплуатацию.
Проектирование и строительство займут не более 3,5 лет с момента подписания соглашения. После завершения партнер получит новый корпус в управление на 10,5 лет и сможет его эксплуатировать, возвращая вложенные деньги.
Во время строительства больница будет работать в штатном режиме.

Заработать на медицине

Постановление о создании и эксплуатации лечебно–реабилитационного корпуса Городской больницы № 40 Курортного района на основе ГЧП принято правительством Петербурга на прошлой неделе.
Документ утвердил конкурсную документацию, порядок определения победителя открытого конкурса, а также обозначил основные условия соглашения первого медицинского ГЧП в истории города.
Стоимость работ оценена в 6,9 млрд рублей. Год назад, когда город только задумался о реализации этого проекта, речь шла о сумме 4–5 млрд рублей.
"Расчеты изменились из–за макроэкономической ситуации. Почти 90% оборудования, которое придется закупить для больницы, импортное. Российских аналогов нет. Так что цены на него выросли пропорционально валютному курсу", — пояснил Сергей Фурманчук, гендиректор компании "Хоссер" (разработала техзадание для тендера).
В комитете по инвестициям Смольного подчеркнули, что окончательная цена контракта будет определена по итогам конкурса.
"Кроме фактора цены будут учитываться опыт в создании подобных объектов, уровень предлагаемых технологических решений и уровень квалификации в эксплуатации будущего объекта", — сообщила председатель комитета Ирина Бабюк.
Тендер, по ее словам, будет объявлен в ближайшее время. Но источник "ДП", знакомый с ситуацией, сообщил, что это может произойти уже на этой неделе. Имена претендентов не разглашаются. В комитете лишь сообщили, что это крупные финансовые и строительные компании. Представитель компании "РосСтройИнвест" (один из крупнейших застройщиков медицинских объектов по госзаказу) заявил "ДП", что фирма на конкурс не пойдет. "Проект мы знаем. Но у нас и так большой портфель заказов", — говорит он.
Не будет участвовать в концессии и компания "Хоссер". "Но, если победитель конкурса пригласит нас к сотрудничеству, рассмотрим такой вариант", — сообщил Сергей Фурманчук. Если пилотный проект ГЧП в медицинской сфере города будет успешным, власти распространят его опыт на другие объекты. В их числе перинатальный центр на базе роддома № 17 и учреждения, оказывающие первичную медицинскую помощь в жилом районе Славянка.

Что мешает ГЧП

До сих пор медицинскую инфраструктуру в городе строили только на бюджетные деньги. Первая причина финансовая. "ГЧП работает там, где есть понятный источник дохода, за счет которого будут возвращаться затраты частного инвестора. Найти такой источник — самая сложная задача", — говорит партнер юридической фирмы "Качкин и партнеры" Дмитрий Некрестьянов.
Применительно к медицинским объектам этим источником, по его словам, может быть либо бюджет (платежи из фонда ОМС), либо платежи от пациентов (но, если все услуги платные, это не нужно государству, поскольку утрачивается социальная составляющая). "Система ОМС лишь недавно позволила участвовать в ней частным клиникам, и можно ожидать, что количество проектов ГЧП в медицине увеличится", — говорит Дмитрий Некрестьянов.
Вторая причина политическая. Любой проект ГЧП требует 1–3 года для старта и 5–15 лет для экономической окупаемости. "Власть в нашей стране, к сожалению, не умеет мыслить категориями длительных экономических договоренностей. Это воспринимается как нечто далекое и нереальное. А для инвесторов с крупными затратами нужны гарантии и уверенность в инвестициях", — добавляет Дмитрий Некрестьянов.
Третья причина — отсутствие понимания у большинства чиновников, как работает механизм ГЧП. "Схемы ГЧП очень сложны и требуют высокой квалификации специалистов. Многие просто не понимают, чем ГЧП отличается от госзаказа. Работать по старым схемам им проще", — поясняет партнер юрфирмы "Дювернуа Лигал" Игорь Гущев.
Наша компания за 2 года построила в Петербурге 15 центров общей врачебной практики с участием города. Это не ГЧП в чистом виде, но город сформулировал для нас плановое задание ОМС для этих объектов. Платные услуги мы не оказываем, а прибыль показывать не можем (хотя она есть) из–за жестких нормативов расходования средств ОМС. Это одна из причин, по которой частный бизнес входить в такие проекты не спешит. Вторая причина — в отсутствии качественного территориального планирования. Мощности многих медицинских объектов избыточны, их потом невозможно содержать. Или недостаточны — возникают очереди и другие сложности. Еще одна проблема — политическое давление в медицинской сфере. Этой социальной темой часто манипулируют, махнув рукой на экономику вопроса.
Александр Абдин
управляющий партнер компании Euromed Group