Отмечающийся 12 июня День России - праздник до сих пор многим непонятный и начиненный парадоксами. В этот день мы не понимаем, в старом государстве живем, или в новом, а смешивая с грязью политиков 90-х, неожиданным образом выполняем их декларацию.
День России, 12 июня, - наверное, самый бестолковый наш праздник, еще даже более более бестолковый, чем День народного единства 4 ноября, который был искусственно придуман только для того, чтобы как-то заменить 7 ноября, День Октябрьской революции. Как-то вот не везет с новыми государственными праздниками - государственный праздник же должен отражать что-то историческое, а с этим периодом истории мы еще до конца не разобрались. Если начать набирать в "Яндексе" "12 июня" или "4 ноября", то в первую очередь услужливый поисковик пытается продолжить: "... какой праздник?"
Это вообще странная для государственного праздника дискуссия - обсуждать, что именно мы вообще празднуем. Раньше, до 2002 года, День России назывался Днем принятия декларации о государственном суверенитете РФ. Но переименование, кажется, мало кто заметил, да и старое-то мало кто знал, многие и тогда, и сейчас думают, что 12 июня отмечается "день независимости" и вовсю иронизируют - от кого, мол, независимости-то, если мы наоборот отказались от республик. Просто эти люди думают, что 12 июня - дата, как-то связанная именно с распадом СССР.
На самом деле проблема восприятия была скрыта изначально в названии - 12 июня 1990 года была принята декларация о государственном суверенитете вовсе не РФ, а РСФСР, одной из союзных республик. Распад СССР случился только в декабре следующего года, тогда и РСФСР переименовали в Российскую федерацию. Декларации же о суверенитете России формально не существовало. В 1990-м году Съезд народных депутатов РСФСР в декларации говорил не только о государственном суверенитете, но и - в том же предложении - о "решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР". Тогда, в 1990-м, речь шла именно о реформировании СССР, именно так чуть позже стоял вопрос на всесоюзном референдуме.
После переименования в День России суть праздника вообще скрылась в тумане. Что значит "День России"? Мы поздравляем себя с тем, что Россия вообще есть? Это дает старт новым спорам. 12 июня, по идее, это пусть неточный, но день рождения России, той, о которой Дмитрий Медведев говорил "у нас молодое государство". Эти его слова были немедленно подвергнуты критике - нет, сразу подняли голос патриоты, у нас не молодое государство, а очень даже тысячелетнее. Вообще, очень дискуссионный опять же вопрос, считать ли тем же самым, что и прежнее, государство с другой системой управления, другими границами, политическим строем, идеологией и общественными связями - старинный парадокс спрашивает, если в корабле Тесея вынуть все доски и заменить их новыми, это будет тот же корабль или уже другой?
Наличие этого спора показывает парадоксальную вещь - при всем сверхвсплеске патриотизма в России патриотов России в ней практически нет. О России говорят лишь постольку, поскольку это официальное название, на поверку же почти каждый патриот оказывается патриотом либо Советского союза, либо Российской империи, и патриотизм так или иначе сводится к воссозданию того или другого до максимально возможной степени. Государств, давно исчезнувших, патриотов же той России, которая появилась в 1990-1991 годах, основанной Борисом Ельциным, то есть той, которая у нас сейчас есть, подавляющее меньшинство, большинство же в этом виде она не устраивает.
Между тем этой России в общем-то есть чем гордиться - она поборола разруху, дважды усмирила Чечню (не вдаваясь в подробности), сильно модернизировалась, удвоила ВВП, вошла в узкий клуб мировых лидеров, расплатилась с советскими долгами, да много чего можно предъявить. Олимпиаду, в конце концов, с блеском провела. Теперь, когда, кажется, все-таки взят курс на "воссоздание" и "холодную войну", снова появляется повод воскликнуть "Какую страну потеряли!"
Второй парадокс связан с тем, что воссоздавая и, что важно, предавая попутно анафеме политиков рубежа 1980-90-х (а Ельцина и его соратников сейчас к народным героям не отнесешь), Россия по сути приходит именно к тому, что было провозглашено в декларации о государственном суверенитете РСФСР, то есть к "демократическому правовому государству в составе обновленного СССР". Положим, о наполнении терминов "демократическое" и "правовое" в России можно порассуждать, но и то, и другое в наличии, во всяком случае, это наполнение от советских порядков дальше, чем от например западных. А "обновленный Союз" - это, собственно, Южная Осетия, Абхазия, Крым, это Евразийский союз с Казахстаном, Белоруссией, Киргизией. Да, в Евразийском или Таможенном союзах нет надгосударственной надстройки, как в СССР, но ведь мы так и не успели узнать смысл понятия "обновленный" - вполне может быть, что это оно и есть. В декларации тогда еще было сказано, что суверенитет - "естественное и необходимое условие существования государственности России, имеющей многовековую историю, культуру и сложившиеся традиции", и про "многонациональный народ" тоже. Выходит, что провозгласили в 1990-м, то и получили.