Антон Буценко Все статьи автора
11 июня 2015, 17:28 254

Британское правительство продает последние доли в Королевской почте  

Фото: Сергей Коньков

В Великобритании правительство планомерно избавляется от своей доли в Королевской почте, а акционирование "Почты России" продолжают откладывать. Привлекательность актива растет, но когда в нем можно будет купить долю, никто не знает.

Британское правительство выручило 750 млн фунтов стерлингов от продажи 15% акций Королевской почты (Royal Mail Plc), сообщил Bloomberg. Сумма, эквивалентная $1,2 млрд, пойдет на погашение госдолга страны. В масштабах долговых обязательств Великобритании (6,04 трлн фунтов стерлингов) выручка от продажи выглядит, конечно, микроскопической, однако тут интересно другое.

Операционным директором "Почты России" назначен Вячеслав Бочаров из "Магнита"

Операционным директором "Почты России" назначен Вячеслав Бочаров из "Магнита"

599

Власти островного государства, пусть и далеко не первыми, показывают, что традиционная почта, время которой, казалось бы, ушло, вполне может быть привлекательным активом. Первичное размещение акций в 2013 году принесло правительству Великобритании около 2 млрд фунтов стерлингов. И то акции называли недооцененными. В начале 2014 года стоимость достигла исторического пика в 615 пенсов, сегодня они торгуются вблизи 500 пенсов.

Сравнивать почтовые службы Британии и России — дело, конечно, сомнительное. Как минимум масштабы стран отличаются. Однако порассуждать о перспективах акционирования и приватизации ФГУПа, история с которыми развивается уже несколько лет, вполне можно.

Началось все даже раньше, чем в Британии, — в 2011 году (тогда вышло поручение правительства), но развиваются события крайне медленно. Законопроект по преобразованию ФГУП в акционерное общество внесли в Госдуму только в прошлом году. Он по-прежнему значится в повестке на апрель 2015 года, но все еще не принят даже в первом чтении. Реорганизация, отмечается в пояснительной записке, необходима, поскольку в условиях архаичной формы собственности привлечение инвесторов затруднительно.

Конкретных планов по приватизации "Почты России" пока нет, в законопроекте отдельно оговаривается, что в программу приватизации госимущества ее вносить не будут. Условия приватизации отдельно определит правительство. Оно же будет решать вопросы привлечения институциональных инвесторов, говорил заместитель главы Минкомсвязи Михаил Евраев на парламентских слушаниях в октябре. "Наши граждане — главные, потенциальные инвесторы", — подчеркивал чиновник.

Привлекательность "Почты России" растет на глазах. В концепции ее развития до 2020 года, в которой не так давно dp.ru подробно разбирался, описаны наполеоновские планы — сфокусироваться на рекламных рассылках, доставке товаров из интернет-магазинов, а также развивать доставку посылок до двери. Для этого планируется построить сеть из логистических центров как внутри страны, так и за ее пределами. На улучшение логистики, обновление IT-систем и модернизацию отделений до 2018 года планируется потратить 130 млрд рублей собственных средств.

Слово "собственных" следует выделить жирным шрифтом. В прошлом году ФГУП впервые за 10 лет получил самую настоящую чистую прибыль — 1,2 млрд рублей. Ее удалось добиться, снизив операционные затраты на 6%. Почтовый монополист показывал в своей отчетности прибыль и раньше, но с 2008 по 2013 года ФГУП ежегодно получал государственные субсидии по 3 млрд — отними их, и все рассыпается. Выручка компании в том же году составила 140,4 млрд рублей, на 5,5% выше, чем в 2013 году.

Пришедший в 2013 году на пост руководителя из бизнеса Дмитрий Страшнов (последовательно был топ-менеджером российских подразделений Electrolux Home Appliances, Philips Consumer Electronics, Philips Consumer Lifestyle и Tele2) доказал, что предприятие, на которое все устали ругаться, вполне может зарабатывать. Не исключено, что появление долгожданного законопроекта появилось в том числе и с его подачи.

Британский парламент остановит Big Ben на четыре месяца

Британский парламент остановит Big Ben на четыре месяца

160

Уход прежнего руководителя спровоцировала откровенная неэффективность предприятия, не замечать которую уже было просто нельзя. Рост трафика посылок из заграничных интернет-магазинов привел к тому, что к апрелю 2013 года в аэропортах столицы в ожидании таможенного оформления скопилось 500 т международных отправлений.

Проблему пришлось контролировать вице-премьеру Аркадию Дворковичу. Минкомсвязи отправило Александра Киселева, который возглавлял почту с 2009 года, в отставку. К концу 2013 года на предприятии прогнозировали поток посылок из-за рубежа до 250 т в сутки, утверждая, что справятся. За первую неделю 2014 года пришло 480 т. Затора не было — помог новый логистический центр вблизи Внукова.

"Почта России" к тому же активно занимается созданием собственной интернет-площадки, которую смело называет российским аналогом онлайн-аукциона eBay или интернет-магазина Amazon. Все расходы берет на себя компания Costmart, основанная выходцами из Biglion. Сотрудничество с последним во время новогодней акции в ноябре-декабре прошлого года позволило продать около 200 тыс. новогодних подарков, а заработать почти 200 млн рублей — в несколько раз больше, чем на всех предыдущих акциях.

В масштабах российского рынка интернет-торговли, который АКИТ по итогам 2014 года оценила в 700 млрд рублей, цифра, конечно, смешная. И уж тем более ухмылку вызывает сравнение с западными гигантами, но поступь на пути к самоокупаемости у предприятия становится все увереннее. Понятно, что все это не подвиг одного человека. Но истории в целом показательны и приводят к банальному выводу — компания, работающая для того, чтобы зарабатывать, работает лучше.    

В декабрьском интервью Дмитрий Страшнов ответ на вопрос о необходимости акционирования назвал очевидным. "Сегодня государству есть на что тратить бюджетные деньги. К тому же дотационная модель, которая была все эти годы у "Почты России", в определенной степени и стала причиной ее неготовности к конкуренции за клиента. Результат — низкий уровень услуг и, как следствие, слабые позиции на рынке".      

Доставка до двери — пожалуй, один из самых важных пунктов программы развития. Рынок растет и в больших городах занят службами доставки типа DHL. Выручка Global Mail (подразделения B2C-доставки DHL) в России, по данным СПАРК, составила 2013 году 413,8 млн рублей. В целом выручка DHL в России превысила 11 млрд рублей.

Сеть DHL охватывает больше 2,8 тыс. населенных пунктов, притом что у компании около 150 офисов в 120 крупных городах. Автопарк насчитывает около 1 тыс. автомобилей. Вторая после DHL по выручке компания DPD (6 млрд по итогам 2013 года) насчитывает больше 100 филиалов в России. Как упоминается на сайте компании, в автопарке на 2012 года было 650 машин.  

Обе компании активно вкладываются в строительство терминалов. Например, DPD в конце года запустила в петербургском терминале новую линию по сортировке почты. Инвестиции в 1 млн евро позволят удвоить пропускную способность — до 20 тыс. посылок в сутки. DHL в 2013 году открыла в Петербурге второй логистический центр площадью 3,7 тыс. м2.  

Если сравнивать эффективность двух частных игроков с "Почтой России" по соотношению отделений и выручки, то разница получается не в пользу ФГУПа. По данным сайта "Почты России", она насчитывает 42 тыс.отделений, в которых работают 350 тыс. сотрудников. При этом выручка в 2013 году составила 133 млрд рублей.

Понятно, что на "Почте России" висят такие социально-значимые функции, как, например, доставка пенсий. И в том числе этот факт обязывает в случае приватизации разрабатывать ее условия правительству, оговаривается все в том же застрявшем законопроекте. С другой стороны не боятся же власти, например, размещать депозиты в частных банках.

Однако озабоченность по этому поводу в декабре выразил даже главный следователь РФ Александр Бастрыкин. Он опасался в том числе иностранных собственников, которые могут завладеть имущественными активами предприятия. Об успехе компаний-конкурентов с западными корнями глава СК тогда ничего не сказал. А законопроект все висит.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама