18:0809 июня 201518:08
130просмотров
18:0809 июня 2015
Директор по корпоративным отношениям "Бритиш Американ Тобакко Россия" Александр Лютый — о том, почему в борьбе государства с курением страдает малый бизнес.
Через год с тех пор, как в полную силу заработал антитабачный закон, мы изучили изменения в розничной торговле в конце 2014 года. Для этого у нас есть уникальный ресурс — 1 тыс. торговых представителей по всей стране. Они провели перепись работающих в стране магазинов по продаже товаров повседневного спроса. Оказалось, что в начале 2014 года в России было 33 300 киосков со смешанным ассортиментом — соками, водой, газировкой, шоколадом и табаком. Запрет на продажу сигарет в ларьках, вступивший в силу в середине года, наряду с запретом на продажу пива, действиями чиновников в регионах и другими факторами почти подчистую выкосил эту форму торговли. К концу года в стране осталось 6 500 таких киосков. Некоторые владельцы ларьков нашли средства на то, чтобы перестроиться — около 16 тыс. киосков стали торговыми павильонами. Для покупателя перемена небольшая: если раньше он общался с продавцом через окно, то теперь попал внутрь крошечной торговой точки. Однако для владельцев этих точек цена изменений исчисляется сотнями тысяч рублей, без особой нужды выведенных из оборота. Треть киосков — больше 10 тыс — просто закрылись. Тысячи предпринимателей потеряли бизнес, их сотрудники — работу, покупатели — удобную возможность приобрести нужные товары.
Владельцы заведений общепита не раз жаловались, что запрет на курение привел к уменьшению числа посетителей, особенно зимой, когда выходить на улицу курить холодно и небезопасно для здоровья. Сетовали на сокращение времени, которое клиенты проводят за столом. Возмущались выросшим числом неоплаченных счетов — кто–то воспользовался возможностью скрыться из ресторана под предлогом перекура.
Государство борется с курением, но под раздачу попадает бизнес. Если перекрыть легальному бизнесу кислород, на его месте вырастет нелегальный. Даже если мы, табачные компании, исчезнем, люди продолжат курить. Только вместо сигарет, за производством которых ведется контроль, они начнут курить нелегальный низкокачественный суррогат. Торговля табаком в этом случае станет питательной средой для криминала, как это было в 1990–х годах.
Курение табака, и это известно всем, сопряжено с определенными рисками. Важно, чтобы выбор — курить или нет — стоял перед взрослыми людьми, осведомленными об этих рисках. Но регулирование табачной отрасли не должно быть слепым копированием иностранных норм. Оно должно учитывать интересы всего общества — и некурящих, и курильщиков, и бизнеса, и государства. Увы, как мы видим, в ситуации с киосками последовательность политики хромает — при всех разговорах о развитии малого бизнеса.