Незаметный рынок

Сменные коврики являются неотъемлемым атрибутом любого БЦ. В Петербурге у этого рынка серьезный потенциал.

Имидж любого бизнес–центра складывается из мелочей, и немалую роль в нем играют чистые сменные коврики. И хотя на них не принято обращать внимания, но без этого атрибута практические невозможно представить себе холл БЦ.
Несмотря на довольно большое число деловых комплексов в Петербурге, рынок сменных ковриков объемом примерно 1,3 млрд рублей в городе как таковой только начинает зарождаться, эксперты уверены, что в ближайшие годы он значительно вырастет. Это, в свою очередь, должно привести к появлению новых крупных игроков, число которых сегодня можно пересчитать по пальцам. На сегодня конкуренция здесь достаточно небольшая.
"Серьезных компаний, работающих на этом рынке, три–четыре, но, так как все они ведут очень активные и агрессивные продажи, клиенту всегда есть из кого выбрать. С одной стороны, рынок еще имеет хороший потенциал увеличения в 2–3 раза в ближайшие 5–7 лет, а с другой — все, что легко достать, уже достали, и теперь идут настоящие продажи", — рассказал Андрей Жаворонков, вице–президент "Lindstrom Group Россия".

Выбор клиента

Управляющие компании весьма придирчивы к мелочам и даже к выбору ковриков относятся крайне внимательно. Это связано не только с эстетической стороной вопроса, но и с практичностью — чем качественнее коврик, тем дольше он прослужит, соответственно, связанные с этим затраты будут меньше. Также немаловажную роль играет опыт поставщика и его репутация.
"Конечно же, основным критерием в выборе для нас является соотношение цены и качества данной услуги. В состав управляющей компании "Адамант" входит 22 торгово–развлекательных комплекса в Петербурге, а также восемь бизнес–центров. На большинстве этих объектов сервис по смене ковриков предоставляет одна известная компания, с которой мы работаем уже много лет", — рассказала директор департамента рекламы УК "Адамант" Алена Мариничева.
Она также уточнила, что в отдельных объектах услугу по замене ковриков предоставляет клининговая компания, с которой заключен договор, как часть комплексного сервиса.
В свою очередь, управляющий директор сети бизнес–центров "Сенатор" Дмитрий Золин отметил, что для компании есть два основных критерия при выборе сменных ковриков — цвет и размер. "Мы подбираем коврики в вестибюли в зависимости от внутренней отделки и планировочных решений каждого бизнес–центра", — пояснил Дмитрий Золин.

Удержать клиентов

По словам Андрея Жаворонкова, цена входа на рынок сменных ковриков очень высока в силу необходимости существенных инвестиций в производство, продажи и доставку. "Соответственно, небольшим компаниям это уже совсем не под силу, а крупные все и так тут", — отметил специалист.
Большинство сетей предпочитают именно крупные компании, так как они уже довольно долго сотрудничают и созданы особые условия взаимодействия.
И даже в ситуации экономического кризиса поставщики стараются удержать своих клиентов, не повышая стоимости услуг или повышая незначительно. "Для нас, как для крупного клиента, действуют специальные условия у наших постоянных партнеров, в последние несколько лет цены на обслуживание сохранялись неизменными и незначительно повысились только в начале 2015 года, на фоне общей экономической ситуации. В среднем услуга подорожала на 10%", — рассказала Алена Мариничева.
Дмитрий Золин также подчеркнул, что "Сенатор" много лет сотрудничает с одной компанией. "У нас стабильные партнерские отношения, позволяющие сохранить стоимость услуг примерно на одном уровне, — сказал эксперт. — Хотя, конечно, периодически удорожание происходит, но на незначительные суммы в связи с изменением уровня инфляции".
Эксперты УК Maris в ассоциации с CBRE подчеркивают, что частота замены ковриков зависит от нескольких факторов, главные из которых — сезонность и проходимость БЦ. Зачастую речь идет о замене 1 или 2 раза в неделю, но есть и свои нюансы. "Как правило, летом достаточно менять коврики раз в неделю, тогда как зимой или в слякоть это необходимо делать каждый день, чтобы поддерживать чистоту в помещениях", — пояснил Дмитрий Золин.

Конкуренция

В отличие от многих других сегментов бизнеса, на рынок сменных ковриков кризис практически не повлиял. "На ковровом бизнесе кризис не сильно отразился. Рост рынка до сих продолжается. Это и не удивительно: наша компания — лидер рынка, а сам рынок еще очень далек до полного насыщения", — уточнил Андрей Жаворонков.
По его словам, можно назвать две основные особенности рынка сменных ковриков в БЦ. Первая — наличие сетей бизнес–центров и решение по ним, принимающееся в одном месте, а также, соответственно, отношения, построенные с управляющей компанией. Вторая особенность — более высокая частота замены ковров, чем в других помещениях.
Но и здесь все же есть свои сложности. В частности, эксперты говорят о том, что в последнее время на рынке стали появляться компании, которые предоставляют не самые качественные услуги, однако берут за это меньшие деньги.
В частности, в сегменте сменных ковриков стали появляться недобросовестные небольшие клининговые компании.
"Наличие клининговых компаний, их низкая лояльность, повышенный интерес не к качеству, а к стоимости услуг — одни из главных сложностей, существующих сегодня на рынке", — пояснил Андрей Жаворонков.