Рамзан Кадыров объяснил, что произошло в Грозном. С утра там громили офис Комитета против пыток при полном отсутствии полиции. По версии Кадырова, правозащитники сами организовали погром, чтобы прославиться. Просто отличная версия.
С утра Twitter чеченского подразделения Комитета против пыток (КПП) запестрел сообщениями из Грозного: "Метрах в ста от нашего офиса в Грозном собрались люди на митинг. Выдвигаются к нашему офису, уже во дворе"; "Встали около подъезда. Видны плакаты: Почему молчат Каляпины? Дадаев — жертва беспредела!"; "Молодые люди в масках громят наш служебный автомобиль, припаркованный во дворе, кувалдами"; "Люди с ломами ворвались в подъезд. Закрасили глазок офиса"; "Люди лезут на балкон, пытаются разбить окно"; "Люди ворвались в офис. Начали все крушить. Ребята скрылись через окно"; "Офис разгромлен. Сейчас неизвестные болгаркой вскрывают дверь в квартиру СМГ, находящуюся на одной площадке с офисом". СМГ — это сводная мобильная группа, так называют региональные отделения КПП.
По этим сообщениям, сопровождаемым фото и видео, собственно, можно представить себе происходящее. Следователи и полицейские подъехали лишь через несколько часов, а пока шел погром, говорят сотрудники комитета, не реагировали на звонки. Позже замминистра внутренних дел Чечни Апти Алаудинов сообщил, что задержано более 30 человек. Требовали они, как видно из надписей на плакатах, участия правозащитников в деле Джамбулата Дадаева — это тот самый человек, который в Ставрополе, как сообщалось, застрелил местного бизнесмена, ставропольские полицейские догнали его в Чечне и застрелили при попытке вооруженного сопротивления. И этот инцидент стал основой для громкого скандала, в котором Рамзан Кадыров призывал чеченских силовиков открывать огонь по коллегам из других регионов, если они еще раз вот так заедут в республику.
Отношения "Комитета против пыток" и чеченских властей давно уже напряженные. Руководитель грозненской СМГ Игорь Каляпин в декабре прошлого года обратился в Следственный комитет и прокуратуру с просьбой проверить законность распоряжения Кадырова разрушать дома родственников боевиков. После этого в Грозном прошел митинг в поддержку Кадырова, а офис комитета сгорел полностью. Рамзан Кадыров позже намекнул, что Каляпин, по данным силовиков, может быть причастен к финансированию террористов: мол, есть данные, что деньги нападавшим на Грозный в декабре передавал "человек по фамилии Каляпин". Ну и вот теперь — погром.
К концу дня Рамзан Кадыров вышел в соцсети и наконец разъяснил, что произошло. Так вот, оказывается, "в сквере перед Домом печати журналисты и общественные организации проводили санкционированный митинг", в котором участвовали родственники Джамбулата Дадаева, "а также члены местных правозащитных организаций". Далее ситуацию Кадыров описывает так: "По чьей-то инициативе участники митинга направились к дому, где расположен офис СМГ нижегородского Комитета против пыток. По непроверенным данным, инициатива исходила от сотрудников комитета. Но с митингующими никто не встретился. А в ответ на вопрос, почему не защищают права матери убитого Дадаева, выкрикивали, что не защищают убийц. Так утверждают очевидцы. В последующем неустановленные лица повредили офисную мебель. В результате принятых мер не было допущено насилия в отношении кого-либо. Немедленно вызванный глава Надтеречного района Шамиль Куцаев увел людей".
Далее родственники и участники акции пошли к Следственному управлению, где не стали повторять ошибок правозащитников и к митингующим вышел и. о. начальника Сергей Соколов, который выразил соболезнования и заверил в объективности расследования. После этого все разъехались. "Анализ событий дает основание делать вывод, что сотрудники комитета преднамеренно спровоцировали инцидент, имея цель еще раз прославиться в мировой прессе, стать обладателями новых американских грантов, — возмущается Рамзан Кадыров. — Нас беспокоит, что данные люди, не имеющие к правозащитной деятельности никакого отношения, систематически создают нервозную обстановку, пытаясь спровоцировать массовые беспорядки в Грозном". "В то же время я еще раз повторяю, что нарушать закон не дозволено никому и правоохранительными органами будут даны принципиальные оценки после соответствующей проверки всех обстоятельств событий", — заключил Рамзан Кадыров.
То есть как все было. Собрались люди на митинг. И тут кто-то предложил пойти к офису Комитета против пыток. Глядь — а это сами сотрудники комитета! Там с митингующими никто не встретился. Этот никто еще и выкрикивал всякое обидное. И тут вдруг появились какие-то неустановленные лица, которые всего лишь немного попортили офисную мебель. Кто такие — неизвестно, но органы разберутся. А циничные правозащитники, которые вовсе не правозащитники, все время пытаются провоцировать беспорядки и спровоцировали-таки, причем руками мирных чеченцев, страдающих от произвола ставропольских полицейских, лицемерно сами у себя требовали участия в деле Дадаева и сами же отказывались, подбили ни в чем не повинных граждан разгромить собственный офис, раскурочить собственные автомобили — и все для того, чтобы прославиться. В следующий раз они, чтобы прославиться, убивать друг друга начнут, к гадалке не ходи.