Сбербанк объяснил проблемы банковского сектора "крымнашем"

Акционерам "Сбербанка" на годовом собрании продемонстрировали ролик, объясняющий, что именно пошло не так у банка и всего банковского сектора. Среди основных тезисов, которых почти 50, — "крымнаш", западные санкции и панические настроения. Dp.ru напоминает, как это было.

Ролик, продемонстрированный акционерам Сбербанка и распространившийся на днях в Сети, уже вовсю называют фигой в кармане от Германа Грефа властям. Источники в Сбербанке подтверждают его подлинность. Длится ролик без малого 3 минуты, но в целом вполне заменяет вступительное слово. Никаких высказываний топ-менеджеров, только тезисы в хронологическом порядке. Среди картинок — табло обменников и графиков падения нефти, рубля, настроения россиян и, как следствие, показателей банковского сектора. Dp.ru подробно разбирается с событиями, которые главный банк нашей страны считает важнейшими для экономики.  
Происходит вся презентация на фоне бодрой музыки Ханса Циммера из саундтрека не то "Человека из стали", не то "Бэтмена". И только слова о евро за 100 рублей и фраза "черный вторник" (здесь и далее выделены цитаты из ролика) плывет на зрителя под музыку из "Лебединого озера", которая в нашей стане ассоциируется с политическими катаклизмами. Те, кто мог смотреть телевизор в 1991 году, должны понимать, о чем речь.
"Начало 2014-го: умеренные прогнозы роста", — такой фразой начинаются мультимедийные итоги прошлого года. Успех Олимпиады только укрепляет оптимизм, напоминает ролик. Далее напоминают прогноз по росту ВВП — 2% в год. Тогда же Минэкономразвития прогнозировало, что в 2015 году экономика вырастет на 2,8%, прогноз был ухудшен с 3,1%, однако показатель был все же положительным. По итогам года он вырос всего на 0,6%.
На 2015 год, несмотря на то что ситуация начинает выправляться, прогнозируют падение. Всемирный банк, например, вчера обнародовал ожидания по падению ВВП России за год на 2,7%. И это еще улучшенный прогноз: месяц назад в банке ждали падения на 3,8%. Опубликованные накануне данные МЭР говорят о снижении ВВП на 4,2% в годовом выражении, еще в марте получалось 2,7% — дно только приближается.

Прогноз цен на нефть: $101 за баррель. Прогноз курса рубля: 33,9/доллар. Прогноз роста инвестиций в Россию: 3,9%. Международные резервы России на начало 2014 года: $509 млрд. Такие цены на нефть и курс американской валюты сегодня выглядят сказочно. Достаточно сказать, что скорректированный закон о бюджете на 2015 год, принятый в апреле, содержит цифры вдвое хуже — $50 за баррель при курсе доллара в 61,5 рубля. Среднегодовая цена на нефть в 2014 году в итоге все же составила $96,7, но вот падение в декабре к декабрю прошлого года — 44,4%, со $109,88 до $61,07. Прямые иностранные инвестиции в Россию за год упали на 70%, до $19 млрд, говорилось в январском докладе Конференции ООН по торговле и развитию.  
Под шумок Евромайдана в Киеве случился "крымнаш", что ухудшило экономические ожидания. Далее последовала первая волна санкций против России, ускорившая отток капитала. Только по итогам I квартала ЦБ отметил, что из россии вывели $50,6 млрд — в 1,8 раза больше, чем в прошлом году. При этом прогноз ЦБ содержал цифру в $20 млрд. Вкладчики изымают депозиты — 2% в марте: общий объем депозитов (организаций и физлиц) за месяц, по данным ЦБ, упал с 19,653 трлн рублей до 19,471 трлн, физлиц — с 10,495 до 10,299 трлн в рублях и с 2,491 трлн рублей до 2,464 трлн рублей на валютных счетах.
По статистике ЦБ видно, что валютные депозиты сокращались не столь активно. Неудивительно: "Население скупает валюту: $10,2 млрд и товары +6,9% год к году. Бизнес сокращает инвестиции — 9,4% в I квартале". Здесь комментарии излишни — непонятно было, чего ждать дальше, все заняли выжидательную позицию. Во II квартале случилось короткое восстановление после шока, которое отразилось в росте индекса московской биржи на 7,8% и укреплении рубля на 3%. А отток капитала снизился на 50% — $23,7 млрд за квартал. По итогам года отток все же вырос до $151 млрд, превысив показатель 2013 года почти втрое ($61 млрд). Немногим лучше он был в кризисный 2008 год — более $137 млрд.
Однако не заставило себя долго ждать обострение ситуации на Юго-Востоке Украины, что усилило давление Запада, поскольку Киев обвинял Россию. Бизнес снова начал сокращать инвестиции. Квинтэссенцией обострения стал малайзийский "Боинг", сбитый в июне. В августе это вылилось в ужесточение санкций против российских банков. В итоге доступ к рынку капитала ЕС закрыли для пяти крупнейших госбанков — Сбербанка, ВТБ, Газпромбанка, Россельхозбанка, а также Внешэкономбанка.
Россия сделала ход конем, ответив продовольственным эмбарго, что только усилило панические настроения внутри страны — за доллар уже дают 40 рублей. Начинается долларизация вкладов населения. По данным ЦБ, за сентябрь объем рублевых депозитов упал не то чтобы значительно — с 10,867 трлн рублей до 10,862 трлн, а вот валютные депозиты заметно приросли — с 2,566 трлн рублей до 2,611 трлн рублей. За октябрь валютные депозиты уже достигли объема 2,946 трлн рублей, рублевые упали до 10,835 трлн.
При этом отмечается падение совокупной прибыли банковской системы на 41% за год. Прибыль в итоге составила 589 млрд рублей. Как объяснял Центробанк, основным фактором стал прирост созданных банками резервов на возможные потери. Резервы с начала 2014 года выросли на 1,202 трлн рублей.
Декабрь: рубль у критической отметки: евро — 100, доллар — 80. Черный вторник. Центробанк дает отпор спекулянтам. Ключевая ставка ЦБ — 17%". Странно, но авторы перезентации первого розничного банка страны запутались в хронологии событий. Рекордный скачок курсов валют произошел уже в качестве реакции на повышение ставки, а не наоборот. ЦБ поднял ключевую ставку в ночь на вторник, который после и окрестили "черным". Ставку подняли на 6,5 п. п. после предыдущего рекорда по валютным курсам в 80 рублей за евро и 64 рубля за доллар. В общем, та самая фига в кармане получилась несколько скрюченной.     
"Инфляция ускорилась до 11,4%", — эти данные тоже стали известны позже. Во всех официальных заявлениях представители властей как могли избегали упоминания двузначного значения, но вскоре пришлось признать очевидное. Как видно сегодня, это был далеко не предел. Основной рост пришелся на I квартал 2015 года, когда аукнулось ослабление рубля. Замедляться инфляция начала сравнительно недавно. Тут достаточно сказать, что прогноз Минфина в 11% на конец года уже выглядит более чем оптимистично.        
Дальнейшее снижение цен на нефть, $43,3 за баррель, не предел. Падение цен на нефть произошло во многом благодаря решению ОПЕК не снижать добычу. Шаг называли политизированным и, в принципе, не ошиблись. Не угадали лишь цель. Стратегия ОПЕК, которую министр нефти Саудовской Аравии буквально вчера назвал успешной, во многом была направлена на борьбу с США. Мировое снижение цен на нефть заметно сократило нефтяной сектор, ранее поднявшийся на так называемой сланцевой революции. Себестоимость сланцевого метода такова, что цены ниже $80 делают добычу невыгодной. Массовые сокращения — как добычи, так и персонала крупнейших игроков американского рынка — тому подтверждение.  
Антикризисный план правительства опубликовали уже 28 января. Основными направлениями стали набившее оскомину импортозамещение, поддержка малого и среднего бизнеса, которая пока так и остается лишь декларативной, а также сокращение неэффективных затрат. Некоторое уменьшение бюджетных расходов обозначили в апреле 2015 года, приняв окончательную версию бюджета на год. Дефицит бюджета увеличили с 0,6% до 3,7% ВВП — до 2,7 трлн рублей. Доходы срезали на 2,5 трлн рублей, до 12,5 трлн рублей. Расходы — всего на 298 млрд рублей.
Мало кто сомневается, что ролик, наделавший шуму, создан если и не по указке главы Сбербанка, то уж точно с его одобрения. Герман Греф, ранее входивший в состав правительства РФ, не боится пусть и аккуратно, но все же называть вещи своими именами. К слову, в начале года он предлагал создать Центр управления реформами, необходимость в которых давно назрела. С тех же пор циркулируют слухи о том, что он может стать новым премьер-министром.
Ролик к тому же решает важную задачу: объясняет акционерам банка, что, во-первых, плохо не им одним. Дивиденды за 2014 год, к слову, стали рекордно низкими за всю историю банка: 3,5% от чистой прибыли, по 45 коппек на акцию, итого — 10 млрд рублей. Годом ранее на это выделили 20% чистой прибыли — 72 млрд рублей. Во-вторых, цепочка событий, пусть и не всегда удачно склеенная, показывает: мол, мы не виноваты — чистая политика, которая в России определяет экономику, а не наоборот. А мы что? Мы ничего.