Более 2,6 трлн рублей будет навсегда выведено из накопительной системы пенсий

Автор фото: Геодакян Артем/ТАСС

Заместитель генерального директора УК "Паллада Эссет Менеджмент" Александр Баранов о том, почему в пенсионную систему необходимо внести существенные коррективы.

Прошел месяц с момента решения правительства РФ о сохранении накопительной пенсионной системы. За это время представители социального блока правительства неоднократно утверждали, что данное решение неокончательное и может быть пересмотрено. Однако 23 мая премьер–министр РФ Дмитрий Медведев в телеинтервью заявил, что "накопительная часть пенсий сохранится, дальнейшие дискуссии на эту тему нецелесообразны". Он отметил, что "очень важно, чтобы в экономике формировались так называемые длинные деньги, средства, которые будут помещаться в развитие экономики, в инвестиционные проекты".
Несмотря на слова главы российского правительства, коллизии в пенсионном законодательстве в отношении статуса средств пенсионных накоплений сохранились. Угроза ежегодного изъятия этих средств на закрытие дефицита солидарно–распределительной системы остается. Также имеет место конфликт интересов, когда исполнительная власть в лице соцблока правительства претендует на нормотворчество, перераспределение триллионных денежных ресурсов и сохранение возможности ведения финансово–хозяйственной деятельности через подконтрольный соцблоку Пенсионный фонд России (ПФР). Такое положение вещей неприемлемо — не случайно появляются предложения провести предметный аудит солидарно–распределительной пенсионной системы и изменить формат ПФР.
Возможно, в ближайшее время мы увидим реализацию инициатив Минфина РФ о закреплении за пенсионными накоплениями статуса средств граждан. Также можно ожидать перевода формата ПФР полностью в учетный институт, что лишит его возможности распределять средства и управлять ими. Однако проблемы российской пенсионной системы не концентрируются только на уровне реформирования ПФР и изменения статуса пенсионных накоплений. В условиях актуарного дефицита в силу демографических причин, а также из–за ежегодной индексации пенсий она создает резко растущую нагрузку на федеральный бюджет. Социальный долг увеличивается в геометрической прогрессии, возможности государства не поспевают за этими обязательствами. Это делает солидарно–распределительную пенсионную компоненту похожей на финансовую пирамиду.
Из накопительной системы за 2014 и 2015 годы за счет мораториев будет изъято без компенсации более 1,15 трлн рублей. А 1 января 2016 года за счет заморозки накопительной компоненты у молчунов будет изъято еще около 1,5 трлн рублей. Таким образом, из накопительной системы будет навсегда выведено более 2,6 трлн рублей. Но эти деньги не спасут солидарно–распределительную систему от необходимости повышения пенсионного возраста и решения иных непопулярных вопросов.
Сколько бы ни сопротивлялись представители соцблока, в пенсионную систему придется вносить существенные коррективы. К примеру, изменить размер и источники выплат социальных взносов и параметры ежегодной индексации пенсий, а также унифицировать возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин. Без кардинальных изменений ныне существующая накопительная компонента лишь продлевает агонию общей конструкции, но не решает проблем жизнеспособности российской пенсионной системы.