Сенатор Андрей Клишас назвал политической ошибкой муниципальный фильтр на выборах губернаторов. Дело здесь может быть в том, что уже избранным с фильтром губернаторам на следующий цикл понадобится какой-нибудь другой способ возглавить регион.
На Международном юридическом форуме в Петербурге заместитель председателя Совета федерации Андрей Клишас неожиданно заявил, что муниципальный фильтр на губернаторских выборах — "наша большая ошибка". "Когда мы назвали это фильтром, мы потеряли то главное, ради чего нормы были внесены. Целью было не создание фильтров — прошедшие выборы подтверждают, что фильтров никаких нет, — признался сенатор. — Но мы таким образом простимулировали политические партии, и особенно парламентские, идти на выборы, начиная с органов местного самоуправления".
Муниципальный фильтр — порядок, при котором любой кандидат в губернаторы должен сначала собрать в свою поддержку подписи муниципальных депутатов региона. Количество может варьироваться, в Петербурге, например, нужно охватить подписями максимум, 10% депутатского корпуса, причем должны быть представлены три четверти муниципалитетов. На практике, поскольку муниципалы, как правило, жестко контролируются властями и "Единой Россией", без их неформального одобрения собрать подписи почти невозможно.
Таким образом губернаторы фактически подбирали себе конкурентов, распоряжаясь, кому подписи дать, а кому не дать. В Москве, к примеру, только благодаря указанию мэра Сергея Собянина удалось собрать подписи другим претендентам, включая Алексея Навального. В Петербурге не встретили подобной щедрости депутат Госдумы Оксана Дмитриева, а также "яблочник" Анатолий Голов (а после муниципальных выборов — 2014 почти 100% муниципалитетов стали контролироваться "Единой Россией"). В Новгородской области, где впервые проходили выборы по новому сценарию, к выборам вообще допустили, кроме губернатора Сергея Митина, только двух человек, представлявших ЛДПР и "Патриотов России".
Собственно, и когда этот фильтр придумывали, и когда его применяли, оппозиция, как несистемная, так и вполне системная, очень энергично доказывала именно то, что этот порядок — ошибка. Порядок пытались оспаривать в судах, но безуспешно. В конце концов дело дошло до Конституционного суда, обращение туда направили около ста депутатов Госдумы из КПРФ и "Справедливой России", считавших, что фильтр суть новый избирательный ценз, ограничивающий права граждан избирать и быть избранными. КС, однако, признал, что этот порядок не противоречит Конституции. С оговорками, конечно, постановив, например, что кандидат не должен собирать больше подписей, чем ему необходимо. На это, впрочем, особо внимания не обращали. На выборах губернатора Петербурга, да и на других, оппозиционеры утверждали, что власти собрали заранее столько автографов муниципалов, что никто другой в принципе не мог зарегистрироваться самостоятельно. Но этот момент доказать весьма проблематично — в избирком приносят всегда ровно столько подписей, сколько нужно.
Вообще, сенатор Андрей Клишас, судя по всему, сожалеет не о самом муниципальном фильтре, а о том, во что он превратился. Ну то есть изначально федеральные власти, получается, не хотели никакого фильтра, а хотели, чтобы партии активнее участвовали в местных выборах. Но сдуру назвали это дело фильтром, а в регионах-то не разобрались, услышали фильтр, и давай по-настоящему фильтры городить. В Москве оставалось только смотреть на это да руками разводить. Неудача-то какая.
Вполне вероятно, что с этого высказывания начнется дискуссия о необходимости сохранения муниципального фильтра. Но произойдет это, во-первых, уже после того, как по этому порядку будут переизбраны почти все российские губернаторы. Этот процесс идет сверхактивно, в 2014 году избрались главы 30 регионов (19 из них — досрочно), в 2015-м на выборы идет 21 губернатор (11 — досрочно). После того как губернаторский корпус обновится по действующим правилам, можно и о либерализации поговорить. Во-вторых, если отмена фильтра произойдет, то не потому, что сенатор Клишас вдруг осознал ошибку. А потому что в России раз в несколько лет меняется порядок обретения регионами своих глав — выборы сменяются назначением, те — снова выборами, и каждый раз по-разному. Смена правил позволяет губернаторам по сути игнорировать ограничения в два срока и работать дальше, ведь всякий раз она обнуляет сроки. Именно с этой целью и стоит начать обсуждение — отменить муниципальный фильтр, придумать какой-то новый способ и запустить механизм заново.