Корреспондент "ДП" Ольга Мягченко - о том, почему государство будет латать коммунальные дыры за счет налогоплательщиков.
По данным Национальной службы взыскания, долги россиян за жилищно–коммунальные услуги достигли беспрецедентных размеров — больше 1 трлн рублей в целом по стране. Сумма особенно впечатляет, если сравнить ее с доходной частью федерального бюджета на 2015 год — 12,54 трлн рублей. Почти весь долг — за коммунальные услуги в ЖКХ.
Не платят все: жильцы должны управляющим компаниям и объединениям собственников, те — поставщикам ресурсов, расчетные центры задерживают полученные от населения деньги на своих счетах. Долги растут постоянно, за последний год прирост составил 15%. Действенных способов борьбы с этим явлением нет. Отключить должникам услуги по закону невозможно (за исключением электричества, и тут как раз платежная дисциплина более–менее приличная), а суды не принимают решения о выселении злостных неплательщиков.
Особенно неохотно расстаются с деньгами на Северо–Западе: по данным энергетиков, здесь не оплачивается почти 40% отпущенного потребителям тепла. Многие поставщики коммунальных услуг жалуются на снижение доходов и рост расходов из–за кризиса, они уже сократили инвестпрограммы и прогнозируют рост аварийности на своих объектах. А тут еще население, чьи реальные доходы в связи с экономическими проблемами упали, стало платить за услуги хуже, чем обычно.
Проблемой проникся премьер
Дмитрий Медведев, который взял ее под свой контроль и распорядился ужесточить платежную дисциплину в ЖКХ уже к сентябрю. Федеральное правительство внесло в Госдуму соответствующий законопроект. В нем пени за просрочку оплаты коммунальных услуг предлагается удвоить по сравнению с сегодняшним уровнем (их будут исчислять по ставке 23,2% годовых от суммы долга). Рассматривается также введение уголовной ответственности для компаний–неплательщиков и отключение электричества при задолженности за тепло свыше нескольких месяцев.
Однако кого наказывать — непонятно. Договоры у поставщиков услуг в подавляющем большинстве случаев заключены не с жильцами, а с управляющими организациями. Так что формально предъявлять претензии физлицам монополисты не могут. Санкции грозят управляющим. Но у них нет активов, только долги. Например, у большинства петербургских управляющих компаний долги перед монополистами исчисляются сотнями миллионов рублей, а у некоторых перевалили за миллиард. Поэтому ужесточение платежной дисциплины приведет только к быстрому разорению управляющих компаний и ТСЖ. Монополисты же своих денег не получат.
Компетентные в ЖКХ люди признают: на пути денег от потребителя к монополисту множество посреднических структур. Выяснить, где оседают деньги, которые не доходят до поставщиков, почти невозможно. Пока не введут прямые отношения между монополистами и жильцами, которых будут жестко наказывать за неуплату, проблему долгов не решить. Но такие преобразования слишком непопулярны, и политики их не допустят. Так что в конечном итоге коммунальные дыры будет латать государство за счет налогоплательщиков.